В Воскресенском городском округе Московской области введен в эксплуатацию завод по энергоутилизации отходов. Об этом сообщила госкорпорация «Ростех», отметив, что предприятие выйдет на проектную мощность в I квартале 2025 года.
По сути, это тепловая электростанция, использующая в качестве топлива высококалорийный природный газ и низкокалорийный мусор, что снижает КПД станции относительно обычной газовой ТЭС и делает вырабатываемую электроэнергию дороже. При этом, по некоторым оценкам, до 60% электроэнергии на такой станции вырабатывается за счет сжигания природного газа, а только 40% приходится на долю мусора.
Запущенная мусоросжигательная электростанция (МСЭ) сможет перерабатывать в электроэнергию 700 тыс. тонн твердых коммунальных отходов ежегодно. В сообщении «Ростеха» указано, что в год станция будет вырабатывать 520 млн кВт.ч электроэнергии, что позволит обеспечить электричеством 80 тыс. жителей. При этом ничего не сказано о продаже тепловой энергии в то время, как реализация тепла могла бы принести дополнительный доход.
Заработавшая в Подмосковье МСЭ – первая из пяти мусоросжигательных электростанций, которая должны быть построены в России. Реализацией проекта занимается компания «РТ-Инвест», аффилированная с «Ростехом». Ранее сообщалось, что общая стоимость проекта составляет 185 млрд рублей.
Старт проекту был дан в 2015 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме, когда между госкорпорацией «Ростех», правительством Московской области и японско-швейцарской корпорацией Hitachi Zosen Inova было подписано соответствующее соглашение.
Более четкие очертания он приобрел в 2017 году, когда было принято решение о строительстве четырех МСЭ в Московской области, электрической мощностью 70 МВт каждая, и одной в Татарстане, недалеко от Казани, мощностью 55 МВт. Последняя электростанция рассчитана на утилизацию путем сжигания 550 тыс. тонн мусора в год. Это, по утверждению генерального директора «РТ-Инвест» Андрея Шипелова, позволит Казани стать первым городом в России, который откажется от полигонного захоронения отходов.
МСЭ строятся по договорам о предоставлении мощности (ДПМ ТКО), что предполагает возврат инвестиций в течение 15 лет с доходностью 12% годовых за счет платежей крупных промышленных потребителей.
Первоначально запуск МСЭ планировался на 2022 год, однако сроки не были выдержаны, так как довольно долго согласовывалась схема финансирования строительства электростанций, а также проект покинул технологический партнер проекта – японско-швейцарская корпорация Hitachi Zosen Inova. Некоторое оборудование удалось локализовать на предприятиях госкорпорации «Росатом». Тем нее менее для станции в Татарстане часть оборудования будет поставлена китайской корпорацией Chongqing Sanfeng Covanta Environmental Industry, которая привлечена в качестве технологического партнера. О каком именно оборудовании идет речь, не сообщается. Отрадно, что один из основных агрегатов – паровая турбина – для всех пяти станций российского производства, от Уральского турбинного завода.
Мусор, подлежащий сжиганию на МСЭ, проходит предварительную сортировку, где из него извлекаются полезные фракции, а все, что не подлежит вторичной переработке, сжигается. Компания «РТ-Инвест» построила несколько мусоросортировочных комплексов, «хвостами» с которых и намерена обеспечивать свои мусоросжигательные электростанции.
Согласно исследованию FinExpertiza, сделанному с опорой на статистические данные Роспотребнадзора, по итогам 2023 года Московская агломерация стала самым крупным «производителем» мусора в России: на ее долю пришлось 18,9% всех образованных в стране твердых коммунальных отходов (ТКО). Это более 9 млн тонн.
Проблема обработки и утилизации отходов, в том числе посредством сжигания, обсуждалась в начале декабря на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, которое провел Владимир Путин. Президент обратил внимание собравшихся на то, что «сделать тут еще нужно гораздо больше, чем сделано», отметив, что «площадка по экологии меняется в лучшую сторону». Он также спросил у первого вице-премьера Дениса Мантурова о том, как продвигается строительство заводов по переработке мусора. Денис Мантуров рассказал, два первых мусоросжигательных завода будут запущены в I квартале 2025 года. Какие именно это будут заводы, он не сообщил, но пригласил Владимира Путина на открытие. Президент в ответ, отметив, что «ленточки резать – мы все с удовольствием это делаем», предложил взять под более жесткий контроль реализацию проектов с тем, чтобы «потом не пришли, не сказали: а вот такая проблема» и попросил Дениса Мантурова для начала доложить председателю правительства о том, что происходит в этой сфере.
Как уже было сказано, сроки ввода МСЭ сдвинуты, в Московской области оставшиеся три завода должны заработать в следующем году, в Татарстане – до конца 2026 года.
Отметим, что ранее «Ростех» планировал построить еще 25 мусоросжигательных заводов по всей стране. Соглашение об этом подписали в 2020 году три госкорпорации – ВЭБ.РФ, «Ростех» и «Росатом». Общая стоимость тогда оценивалась в 1,3 трлн рублей. Однако предложенная схема финансирования помимо повышенного тарифа на электроэнергию предполагала и значительную поддержку со стороны государства. В итоге проект не нашел поддержки в правительстве, и был заморожен. И, как представляется, навсегда.
Альтернативное сжигание
Генеральный директор ППК «Российской экологический оператор» РЭО Денис Буцаев выступая на прошедшем в декабре Международном энергетическом форуме «EnergySpace» подверг критике саму идею энергетической утилизации отходов.
«В мире, несмотря на распространенный стереотип, энергетическая утилизация не развита так сильно», – рассказал он, – «Если мы берем страны с высокими экономическими показателями, то в Финляндии это уровень в 58 процентов от всей системы обращения с отходами, но это единственная страна с таким высоким уровнем. Франция, Германия – это 30-40 процентов. США и все остальные страны “золотого миллиарда” – это до 15 процентов. Индия, Китай, несмотря на интенсификацию работы в этом направлении, в настоящий момент тоже не превышают 15 процентов. Почему? Потому что на самом деле из мусора производить энергетику дорого и не
эффективно».
По словам Дениса Буцаева, стоимость строительства энергетического объекта по утилизации отходов в 11 раз дороже, нежели строительство классической тепловой электростанции. При этом операционные расходы более, чем в 20 раз выше по сравнению с классической энергетикой.
Денис Буцаев считает, что необходимо сосредоточиться на материальной утилизации, то есть максимально возвращать в экономический оборот материалы, отсортированные из ТКО. А то, что осталось, превращать в RDF-топливо, которое представляет собой спрессованные брикеты из горючего мусора. Это альтернативное топливо, в свою очередь можно сжигать в небольших котельных подмешивая к традиционному. При условии их дооборудования в том числе и системами очистки.
Кроме того, как рассказал Денис Буцаев, в начале этого года были приняты документы, позволяющие цементным заводам использовать RDF-топливо в качестве дополнительного. Плюс металлургические заводы, включая самые крупные, например, НЛМК или Северсталь, также могут потреблять RDF-топливо, которое можно сформировать таким образом, чтобы его калорийность устраивала металлургов.
«Единственное, что в настоящий момент сдерживает от активного развития использования альтернативного топлива, это отсутствие технологий его производства доставки и использования», – отметил Денис Буцаев, – «Под технологиями я понимаю не сам процесс его изготовления, а технологическую цепочку, при которой это топливо бы изготавливалось, транспортировалось и использовалось. В том числе, честно говоря, нужны и экономические стимулы для использования этого вида альтернативного топлива».
Понятно, что альтернативное топливо будет дороже традиционного и здесь одним из вариантов компенсации разницы в цене потребителей могут стать средства экологического сбора, собираемого в рамках Расширенной ответственности производителей (РОП).
Нужно сказать, что прежде чем попасть на мусоросжигательную электростанцию мусор также сортируется. Однако не столь тщательно, как при производстве RDF. Различие в том, что RDF производится с учетом экологических требований и попадание в его состав материалов, которые при сжигании выделят особо вредные вещества, контролируется. В мусоросжигательный завод поступает весь мусор после сортировки и выделения полезных фракций. И при этом в нем может остаться то, что может нанести вред экологии.
И дело даже не столько в том, что при сжигании вредные вещества попадут в атмосферу – заводы, как утверждает «РТ-Инвест» оснащены системой очистки отходящих газов, просто полностью мусор не сгорает.
«После энергетической утилизации при соблюдении всех технологий у нас остается до 20 процентов, так называемых золошлаковых отходов. Они по своему уровню опасности в некоторых ситуациях превышают тот уровень, который изначально был у отхода, который подвергся сжиганию», – объяснил глава ППК РЭО.