«АвтоВАЗ» стеснительно выводит на рынок новый бренд

Михаил Рогожников
главный редактор Monocle.ru
6 марта 2025, 13:18

У нового коммерческого автомобиля можно не без оснований обнаружить характерные для современного российского авторынка китайские корни, и в общем понятно, почему в Тольятти не дали ему обычное имя.

Сайт компании АВТОВАЗ
Читайте Monocle.ru в

Как сообщается 6 марта на сайте автопроизводителя, «АВТОВАЗ объявляет о запуске нового российского бренда коммерческих автомобилей. Под маркой SKM будут выпускаться пассажирские и цельнометаллические фургоны, а также шасси с открытой грузовой платформой».

Почему SKM, а не Lada, название, которое тоже стали писать излюбленными тольяттинскими заводчанами латинскими буквами? Это не поясняется (правильный, скорее всего, ответ будет ниже)?

Дальше предприятия уже напрямую загадывает загадку: «Коммерческие автомобили SKM займут рыночную нишу между универсалами LADA Largus и более крупными коммерческими автомобилями наиболее известной в России торговой марки».
У производителей во всем мире считается дурным тоном упоминать в своих релизах чужие бренды. «Кока-кола», если никак без ссылки на конкурента («Пепси») нельзя обойтись, напишет скорее всего так: «Напиток, похожий на “Кока-колу”».

В данном случае следование на письме этому неписанному правилу выходит, кажется боком. Какая же эта автомобильная торговая марка является в России наиболее известной, если не «Лада»? И читатель пресс-релиза искренне пытается припомнить у «АвтоВАЗа» машину, еще крупнее нового фургона SKM. Но семиместный  минивэн ВАЗ-2120 «Надежда» точно был меньше, и явно речь не о нем.

Значит, на «ВАЗе» считают еще какую-то марку более известной, чем собственная. Какую?

Ответ дают журналисты. На сайте «Российской газеты» прямо пишут: «В компании отметили, что автомобили SKM займут нишу между Lada Largus и "ГАЗелью"». По-видимому, это эксклюзивная информация. Так как даже профильные и сверхкомпетентные «зарулевцы» оперируют догадками: «Под "наиболее известной в России маркой" имеется в виду, конечно, ГАЗ с линейками ГАЗель и Соболь», — говорится на ZR.ru.

«А вот на то, что послужило основой самой новой марке SKM, нет даже намеков», — продолжает издание.

На этот счет и у «Российской газеты» нет эксклюзива, но там сочли возможным высказать уверенное предположение: «Очевидно, что прототипами SKM стали китайские автомобили».

В «За рулем» такое предположение развивают. Констатируя, что «на то, что послужило основой самой новой марке SKM, нет даже намеков», специалисты пишут: «Меж тем, в красующемся на решетке логотипе SKM безошибочно узнается немного видоизмененная эмблема SRM, а в самих машинах на фото – фургон SRM Jinhaishi M, появившийся в 2022 году. Марка SKM принадлежит китайской компании Shineray Group, которая у нас продвигает кроссоверы SWM».

А вот, что сказано далее про новую машину в сообщении самого «АвтоВАЗа»: «Это позволит создать полностью оригинальный продукт, отвечающий потребностям различных категорий покупателей: частных клиентов, представителей малого, среднего и крупного бизнеса. Автомобили SKM будут отличаться компактными габаритами, современным техническим оснащением, а также удобством погрузки и разгрузки».

Возможно, этому общему описанию новой оригинальной модели соответствуют те характеристики, что сообщаются на сайте auto.ru. Там также отмечается, что «происхождение будущих SKM предприятие не уточняет», а далее говорится, что «в Китае аналогичные модели под маркой SRM выпускает концерн Shineray, известный в России в частности по линейке SWM. К примеру, грузопассажирский M7, очень похожий внешне на один из автомобилей на фото, при длине 4890 миллиметров имеет колесную базу 3185 миллиметров и выпускается с числом кресел от 2 до 9. В его моторную гамму входят двигатели объёмом от 1,5 до 2,0 литра, развивающие от 111 до 150 л.с. Shineray M7 официально продается в Белоруссии по цене от 80 тысяч рублей (около 2,2 миллиона российских рублей), при этом сборку семейства также планируется локализовать».

Будет, безусловно, интересно сравнить цену, с которой выйдет на рынок SKM, с рублевым эквивалентом белорусской модели. Отличия, если они будут иметь место, могут быть объяснимы и различиями налоговых режимов, действующих в Союзном государстве.

В январе, как напоминает auto.ru/mag, глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов анонсировал новый бренд коммерческой техники, пообещав, что полная масса будущих новинок не превысит 3,5 тонны.

Отметим, что у наиболее крупных модификаций «Газелей» максимальная разрешенная масса выше (скажем, до 4950 тонн у автобуса «Газель NN» модели A68R52), но большинство из них укладывается в те же три с половиной.

Можно отметить также, что о НИОКР для модели с габаритами наподобие представленной на тех фотографиях, которыми на официальном сайте предприятия иллюстрируется анонс новинки, насколько можно судить, ничего не сообщалось. Это дает дополнительные основания считать справедливыми предположения о китайском происхождении коммерческого автомобиля под брендом SKM. А упомянутую в релизе оригинальность модели следует отнести к тому, что в Тольятти такие автомобили, действительно, прежде не выпускались.

При всех оговорках по поводу анонсирования модели, появление нового коммерческого автомобиля можно, конечно, только приветствовать. Можно предположить и причину того, почему на нашем известном заводе не дали фургону известное всему миру имя «Лада». Ведь это не «Лада». На «ВАЗе» сделать так постеснялись.

И, наверное, действительно это лучше, чем клеить на капоты и радиаторные решетки де-факто «китайцев» российские бренды. SKM так SKM, что бы это ни значило. Все вместе получилось несколько неуклюже, чувствуется, что несмотря на былой альянс с Renault-Nissan и порой чрезмерное подпадание под его обаяние (как с выпуском в России почему-то вдруг Datsun'а), в Тольятти привыкли делать машины сами. Заодно и коллегам из Нижнего сделали комплимент. А там, действительно, поднаторели в коммерческих автомобилях.

Риторику по поводу того, почему в данном случае машина не своя-родная, сделаем максимально краткой. Ну, не получалось, не успевали, не могли.

«О старте производства, начале продаж и ключевых особенностях коммерческих автомобилей SKM будет объявлено дополнительно», — заключает свое сообщение «АвтоВАЗ».