Казалось бы, к Дональду Трампу, который два с лишним месяца назад начал свой второй срок на посту президента США, и его чудачествам и непредсказуемости уже давно привыкли. И тем не менее, он упорно находит возможности продолжать удивлять всех, включая своих ближайших помощников и сторонников.
9 апреля, в день вступления в силу ответных тарифов, введенных Белым домом почти на всю планету (кроме России и еще нескольких стран) и спровоцировавших невиданный со времен коронавирусной пандемии или даже финансового кризиса 15-летней давности обвал на фондовых рынках, он неожиданно отложил вступление их в силу на 90 дней. Здесь, кстати, к месту будет упомянуть о спекулятивном характере фондовых рынков и о том, как спекулянты зарабатывают и на инсайдерской информации, и на фейковых новостях: на днях новость о той самой 90-дневной паузе с вводом в действие тарифов привела к отскоку рынка акций, который продолжался совсем недолго, до тех пор, пока Белый дом не опроверг эту информацию, после чего рынки вновь рухнули.
В этот раз новость о паузе оказалась не фейковой. Фондовые рынки отреагировали, как и положено, мощным ралли, главные американские индексы тоже рванули вверх. И хотя по итогам дня все уложились в рост, близкий к 10%, у «рекордсмена» Nasdaq он в моменте превышал 12% (к концу дня Nasdaq прибавил 1525 пунктов, т.е. по итогу вырос на те же 10%).
С одной стороны, к непредсказуемости Трампа все привыкли, но с другой, речь идет о событиях такого масштаба и уровня и так сильно влияющих на жизнь всей планеты, что невольно возникает вопрос о причинах такого решения американского президента, оказавшегося, насколько известно, полной неожиданностью даже для его ближайших помощников. Они, впрочем, не потеряли лицо.
Министр финансов США Скотт Бессент, играющий в тарифной политике Трампа важную роль, заявил, что волноваться нечего и что все идет своим чередом. На пресс-конференции в саду Белого дома, последовавшей за объявлением Трампа о 90-дневной паузе для всех, кроме Китая, Бессент опроверг слухи о том, что на решение президента повлияли дикие колебания фондовых рынков. Он объяснил паузу тем, что на переговоры о тарифах в Вашингтон уже выстроилась длинная очередь из более чем 70 стран, число которых растет с каждым часом. По его словам, необходимости в немедленном вводе тарифов в действие сейчас нет, потому что почти половина обложенных тарифами стран уже готова на уступки, чтобы добиться их отмены или снижения.
«С нами связались (по переговорам о тарифах) более 75 стран, - сообщил журналистам Скотт Бессент. - Могу представить, что их будет еще больше».
«Многие из вас, журналистов, явно не знакомы с искусством заключения сделок, - заявила в свою очередь пресс-секретарь Белого дома Кэролайн Ливитт, которая вела пресс-конференцию Бессента. - Вы так и не поняли, что делает президент Трамп».
Она явно имела в виду стиль ведения переговоров, который принес с собой в Белый дом его новый хозяин: сначала он выдвигает очень высокие требования, затем заявляет, что готов их снизить, но в обмен на уступки. К слову, это объяснение выглядит вполне правдоподобно.
Сам Дональд Трамп, естественно, назвал то, что происходило в последние дни своей большой победой. О тех, кто хочет сделать ему «феноменальное» предложение, он говорит без особого уважения и в свойственном ему стиле называет их людьми, которые готовы целовать его в то место, на котором сидят.
Что же касается Китая, против которого он ввел новые тарифы, доведя их в общей сложности уже до 125%, то свое решение президент объяснил тем, что в Пекине без должного уважения относятся к глобальным рынкам.
«В какой-то момент, надеюсь, в ближайшем будущем, - написал он в своей соцсети, - в Китае поймут, что дни грабежа Америки и других стран прошли и что теперь такое поведение неприемлемо».