За два месяца правления революционного Трампа из его безумных и радикальных идей не удалось реализовать ничего или самую малость, но мир уже явно не тот, что раньше: в топку отправляются системные наработки, горизонтальные связи, институциональные монолиты и прочие скрепы старого порядка. Функционеры еще недавно ключевых организаций типа МВФ, ЕС или НАТО просто не в состоянии выстроить коммуникацию и горизонт планирования, а лидеры государств ищут глазами собратьев по несчастью, дабы сколотить ситуативные альянсы.
Трамп создает идеальный шторм, провоцируя локальные кризисы по всем направлениям, что в политике, что в экономике, разрушая спаянность и стабильность внутриамериканской, региональной и глобалистской бюрократии. Он вынуждает политиков уходить от испытанных годами механизмов разрешения споров и переходить к прямому контакту, отодвигать привычное серое закулисье и публично проявлять себя в СМИ, в соцсетях, приезжать лично на ковер в Вашингтон и испытывать на себе резкое рукопожатие хозяина Белого дома, который не привык отпускать контрагента без выгодной для себя сделки.
Сильный делец и любитель ставок по-крупному, Трамп создает пространство конкурентной силовой политики в мировом масштабе, в котором всем сразу видно, кто ресурсный игрок, а кто беспомощный фигляр: тут внезапно оказалось, что бездарностей и откровенно слабых фигур среди руководителей огромных государств, причем преимущественно западной цивилизации, удивительно много (отсюда восхищение американских оппонентов поведением Путина). А их естественная стратегия в таких условиях — это попытка сбиться в стаю, что и продемонстрировали некоторые лидеры Евросоюза, обычно на дух не переносящие друг друга.