Баварский бунт

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
22 октября 2018, 00:00

Большая коалиция проиграла выборы в Баварии еще до их начала, поскольку не смогла приспособиться к новым реалиям, когда избиратель делает выбор уже не между правыми и левыми, а между глобалистами и националистами

Хорст Зеехофер не признает свою вину и в отставку уходить не собирается

Восстание, землетрясение — именно так мировые СМИ описывают итоги прошедших выборов в региональный парламент (ландтаг) Баварии, крупнейшей и самой богатой земли Германии. Представители правящей коалиции (блок Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза, от которого в выборах принимал участие ХСС, а также Социал-демократическая партия Германии) потерпели сокрушительное поражение, потеряв в совокупности более 21% голосов. Триумфаторами же стали альтернативные партии — прежде всего «Зеленые» и «Альтернатива для Германии» (АдГ).

Некоторые проигравшие уже винят в своем поражении неэффективное федеральное правительство, а кое-кто даже указывает пальцем на бундесбабушку — Ангелу Меркель, от которой-де все устали. Однако корни проблемы куда глубже. Системные партии, действующие в рамках дихотомии «респектабельный правый — респектабельный левый», теряют контакт с избирателем и его нуждами и становятся, скорее, защитниками элит и своей власти. Собственно, ради этого они и объединились в «большую коалицию». Неудивительно, что избиратель (не только немецкий — аналогичные процессы проходят по всей Европе) разочаровывается в них и голосует теперь за альтернативные политические силы: Эммануэля Макрона во Франции, «Пять звезд» в Италии или же за «Зеленых» и АдГ в Баварии. За силы, которые делятся уже не по принципу «правый–левый», а по своему отношению к переменам, которые сейчас проходят в мире. И той ответной реакции, которая должна исходить от общества.

Ушли в минус

В блоке ХДС/ХСС куда большей популярностью пользуются возглавляемые Меркель христианские демократы, но только не в Баварии. Эта земля всегда считалась вотчиной Христианско-Социального союза — самой популярной партии в этой земле. Поэтому ХДС в выборах в Баварии участия не принимает, оставляя эту территорию за ХСС.

Формально ХСС высокое доверие оправдал и эти выборы выиграл, взяв 37,2% голосов и первое место. Однако это почти на 10% меньше, чем на прошлых выборах, и самый скромный результат за последние 60 лет. И если сейчас ХСС занимает 101 из 180 избираемых мест в парламенте, то в новом составе у них будет лишь 85 мандатов из 205 (общее число мест было увеличено). То есть оказывается в меньшинстве и не может самостоятельно сформировать правительство. Вторая партия из правящей в стране коалиции — Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — тоже выступила гораздо хуже, чем на прошлых выборах. Она набрала почти в два раза меньше голосов (9,7% против 20%) и получила, соответственно, в два раза меньше мандатов (22 против 42).

Сейчас в обоих партиях проходит разбор полетов. Хуже всех, конечно, социалистам — партия показала самый низкий результат в Баварии с 1930-х годов. Кроме того, впервые за долгое время социалисты взяли в каком-либо ландтаге менее 10%. Глава СДПГ Андреа Налес уже заявила, что одной из причин слабого выступления ее партии стала плохая работа федерального правительства в Берлине. И что-то теперь нужно менять. Вопрос в том, что именно. Выводить СДПГ из «большой коалиции»? Разговоры об этом скорее всего пойдут, однако вряд ли они приведут к какому-то результату. Выходить из коалиции уже бесполезно — в нее не надо было входить, особенно после итогов выборов в бундестаг в 2017 году (когда именно за счет коалиции с Меркель социалисты потеряли 40 мест по сравнению с выборами 2013 года). Теперь СДПГ уже на борту «подлодки имени Меркель» в открытом бушующем море политических проблем, и сходить с нее поздно.

Другой неудачник — ХСС — сходить тоже не хочет. «Я не собираюсь устраивать правительство меньшинства или инициировать новые выборы — со всем, что придет с ними», — заявил лидер партии и по совместительству министр внутренних дел Германии Хорст Зеехофер. Министр отметил, что «вне зависимости от ситуации в Баварии ХСС продолжит работать в качестве стабильного элемента “большой коалиции”».

Распределение мест в Баварском Ландтаге 54-02.jpg
Распределение мест в Баварском Ландтаге

Поворот в никуда

Однако вопрос в том, под чьим руководством будет партия находиться. Да, премьер Баварии Маркус Зедер уже назвал результаты «болезненными» и дал понять, что партия со смирением их принимает. Однако это не означает, что она не накажет виновного за такой провал. А виновным называют именно Хорста Зеехофера. «Стратегия, которую Христианско-социальный союз успешно применял на протяжении десятилетий, а именно уверенно позиционировал себя перед избирателями в качестве консервативной и в то же время социально ответственной партии, — больше не работает», — пишет Deutsche Welle. Во многом потому, что Зеехофер решил поиграть на чужом электоральном поле, попиариться на антииммигрантских настроениях и собрать голоса ультраправых.

В этой игре он совершил ряд ошибок. Во-первых, продемонстрировал безответственность. Во время своего «правого поворота» Зеехофер едва не отправил в кювет все немецкое правительство. Министр внутренних дел в ультимативной форме требовал от Меркель ужесточения подхода к миграционному вопросу — «матери всех проблем» в его понимании, угрожая в ином случае уйти в отставку. Во-вторых, он отвратил от партии умеренно консервативный электорат (например, поддержкой демонстрантов в Хемнице). Нужно было понимать, что Бавария — это не Восточная Германия с ее антииммигрантскими настроениями. Опросы показывали, что для баварцев миграционная проблема была лишь четвертой по степени важности — после образования, жилья и состояния окружающей среды. В результате получилось, что центристы от ХСС отвернулись, а ультраправые партии все-таки предпочли проголосовать за оригинал, а не за имитацию. «Итоги выборов в Баварии должны быть уроком каждому, кто хочет уйти вправо, вместо того чтобы полагаться на свои успехи в проведении центристской политики, — говорит одна из лидеров ХДС Серап Гюлер. — Нельзя бороться с популизмом при помощи популизма».

Неудивительно, что в ХСС уже раздаются призывы о партийном собрании и отстранении Хорста Зеехофера с поста лидера. Сам министр свою часть вины признает, однако в отставку не спешит. Он предлагает подождать несколько недель, «пока уляжется пыль», а потом уже принимать какие-то решения.

К сожалению для ХСС, отставка Зеехофера не решит ни проблем ХСС, ни проблем ХДС. И не только потому, что уход министра вызовет кризис в коалиции и еще больше ударит по репутации партии, общенациональный рейтинг которой колеблется в районе 28%. Выборы в Баварии еще раз показали, что Германия стоит на пороге изменения самой партийной архитектуры, к которой мейнстримные партии приспособиться никак не могут.

Ты меня слепила из того, что было

«Старое противопоставление правых и левых, которое длится со времен промышленной революции и Карла Маркса, становится в нынешней информационной экономике все менее релевантным. На его место приходит новое разделение — между сторонниками открытого и закрытого общества. К первому относятся те, кто поддерживает иммигрантов, свободную торговлю и плюрализм. Ко второму относятся антииммигрантские, националистические и авторитарные силы», — поясняет главный редактор Handelsblatt Андреас Клют. Собственно, именно «первые» и «вторые» оказались главными триумфаторами выборов в Баварии.

«Авторитарными националистами» в Германии, конечно же, считается партия «Альтернатива для Германии». Она получила 10,2% голосов и 22 места в ландтаге. 28 октября пройдут выборы в Гессене, и когда по их итогам АдГ пройдет в местный ландтаг (а она пройдет — опросы дают ей порядка 13%), то получится, что АдГ теперь присутствует во всех региональных парламентах.

Учитывая крайне высокую популярность АдГ на востоке Германии, ряд экспертов предсказывают, что эта антииммигрантская и антиевропейская сила станет чуть ли не главной оппозиционной партией в Германии — и с этим вынуждены будут считаться даже европейские чиновники. Министр внутренних дел Италии и лидер Лиги Севера Маттео Сальвини (которому близка идеология АдГ) уже заявил, что «в Баварии выиграли перемены, проиграла система, которая отвратительно управляет в Брюсселе». По той же причине довольна и Марин ле Пен с ее «Национальным фронтом».

Однако, при всем уважении к АдГ, выиграла в Баварии все-таки не она, а другие «представители перемен» — проиммигрантские силы, выступающие за плюрализм и свободу торговли — «Зеленые».

Если ХСС решила ответить на вызов АдГ за счет смещения вправо, то «Зеленые» поступили наоборот — они стали аккумулировать ту часть электората, для которой ультраправые являются не решением проблемы, а самой проблемой. «“Зеленые” позиционировали себя как самая четкая и бескомпромиссная альтернатива “Альтернативе для Германии” — и были награждены за это ростом рейтингов», — пишет Андреас Клют. Опросы показывают, что почти 40% новых сторонников «Зеленых» пришли из рядов СДПГ. Прежде всего это космополитичные горожане (за счет которых «Зеленые» в городах с населением более ста тысяч человек набрали в среднем более 30% голосов, обойдя по этому показателю ХСС). Еще 25% новых избирателей пришли от самих ХДС/ХСС — те самые разочарованные в «правом повороте» Хорста Зеехофера.

В итоге партия получила 17,5% (против 8,6% на прошлых выборах) и взяла 38 мандатов. Анналена Бербок, одна из руководителей партии, уже заявила, что поддержавшие партию баварцы отдали свои голоса «за защиту прав человека и человечества». Партия скорее всего не будет повторять ошибок СДПГ и останется в оппозиции. «Избиратели надеялись на изменение политики в Баварии и возлагали надежды на нас, “Зеленых”. Однако с ХСС или “Свободными избирателями” изменений не предвидится», — говорит один из лидеров «Зеленых», бывший министр Германии по делам окружающей среды Юрген Триттин.

Да, не факт, что «Зеленые» смогут повторить такой успех в ряде других земель (Бавария все-таки очень богатый регион, с самым низким по Германии уровнем безработицы и штаб-квартирами множества крупных компаний), однако недооценивать их тоже не стоит. Опросы дают им почти 18% голосов и третье место на предстоящих через неделю выборах в Гессене. И этот процент может увеличиться в том случае, если социал-демократы и ХДС/ХСС к этому времени так и не придумают, как справиться с баварским землетрясением.