До 2000 года «АйТеко» носила название «Центр информационных технологий КАМИ». И «ками», и «айтеко» — слова японские. «Ками» в переводе с японского означает «божественный», а словом «айтеко» японцы называют такое состояние человека, которое предшествует нирване. Есть ли в истории «АйТеко» какая-нибудь связь с божественным или духовным пробуждением, мы не знаем (основатели компании не смогли или не захотели рассказать «Эксперту» свою историю), но можем предположить, что стремление к прекрасному в деятельности компании исторически было заложено текущими глобальным цифровым трендом.
Практически все нынешние гранды российcкой ИТ-отрасли, если хватало компетенций, шли от простой перепродажи компьютерного оборудования к сложным программным разработкам и ИТ-решениям. Тем же путем шла и «АйТеко», не останавливаясь и не снижая роста. Только за последние девять лет среднегодовые темпы роста компании составили 13% (см. график 1). По утверждению Елены Петровой, PR-директора «АйТеко», положительную динамику ее компания показывает аж с 1997 года. По всей видимости, цифровой нирваны «АйТеко» если еще не достигла, то находится уже в недалекой окрестности.
Альма-матер с погонами
Основателю «АйТеко» Алексею Ремизову в этом году исполнилось 60 лет. Когда он создавал свой бизнес, был на 26 лет моложе. На тот момент за его плечами были учеба на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ (закончил в 1980 году), кандидатская диссертация и работа в Институте криптографии, связи и информатики Высшей школы КГБ СССР, где в должности доцента он преподавал математические дисциплины. Одним из студентов Ремизова в то время, к слову, был Евгений Касперский. В 1992 году Ремизов учредил и возглавил компанию НТЦ КАМИ — одну из первых в России многопрофильных компьютерных фирм, предоставлявших услуги в области дистрибуции, системной интеграции и связи. Евгений Касперский тоже работал в этой фирме.
В начале 1990-х, когда в Россию хлынули поставки компьютерной техники, НТЦ КАМИ, как и большинство компаний, которые сегодня возглавляют рынок (см. таблицу), занимался дистрибуцией оборудования и программного обеспечения, ну и попутно — небольшой доработкой продажных решений.
После того как во многих организациях появились первые персональные компьютеры, встал вопрос об объединении этих ресурсов в сети. В «АйТеко», как и у других поставщиков «железа» и ПО, стали появляться новые задачи: нужно было создавать сетевую инфраструктуру, устанавливать и настраивать сетевые операционные системы. На тот момент на российском рынке еще не было таких технологий, как plug-and-play (PnP). Быстрое подключение устройств стало возможным благодаря появлению этого решения в США в начале 1990-х.
Это сейчас, когда мы подключаем к порту USB флешку, то не обращаем внимания, что она почти мгновенно опознается компьютером и становится готовой к работе, а тогда подобная ситуация была еще невозможна. Поэтому у тогдашних сетевых интеграторов настройка ПО требовала недюжинных профессиональных знаний, в составе интеграционных подразделений обычно работали специалисты очень высокого уровня. В то время подобный уровень был лишь в сфере оборонки и безопасности.
В 1997 году Алексей Ремизов нашел себе двух новых партнеров. Ими стали Шамиль Шакиров, выпускник технического факультета Высшей школы КГБ (год окончания — 1991-й) и Михаил Бондаренко, который в 1981 году окончил Московский электротехнический институт связи по специальности «радиотехника», затем служил офицером в войсках связи, потом в течение 12 лет работал в КГБ СССР (в Федеральном агентстве правительственной связи, ФАПСИ) и руководил ИТ-департаментом Национального резервного банка. Втроем они учредили новую компанию ЦИТ КАМИ (с 2000 года — ЗАО «АйТеко»), специализирующуюся в области системной интеграции и ИТ-консалтинга.
Обновившаяся команда «АйТеко» встала на «новую волну» — в Россию пришла эра интернета, появились задачи по информационной безопасности, созданию прикладного программного обеспечения, разработке уникальных заказных решений, внедрению сетей хранения и обработки данных, в том числе географически распределенных.
К 2000 году у системных интеграторов стали востребованы решения по IP-телефонии, сетям хранения данных, терминальному доступу и порталам, так как заказчикам нужно было централизовать корпоративные сервисы и связать свои головные офисы с филиалами. Начался экспоненциальный рост количества обрабатываемой информации — на первый план вышла задача обеспечения непрерывности бизнеса. Заказчики начали активно внедрять у себя центры обработки данных (ЦОД). Для ЦОДов также требовались оборудование и его настройка.
Трендом второй половины 2000-х стал рост спроса на ИТ-продукты и решения со стороны госсектора. Тогда услуги в области системной и сетевой интеграции, консалтинга, адаптации и разработки программного обеспечения стали одним из серьезных источников доходов для «АйТеко» (см. график 2). Понятно, что бэкграунд спецслужбистов —основателей компании облегчал доступ к государственным заказам.
Облака и блокчейн
К концу прошлого десятилетия появление и активное распространение облачных технологий, консьюмеризация корпоративных информационных систем заставили трансформировать модель роста и развития бизнеса «АйТеко». К этому времени тема ЦОДов и облачного сервиса получила дополнительный импульс.
В некоторого времени своими регуляторными решениями государство стало задавать вектор развития всем участникам рынка. Законы «О защите персональных данных» от 2006 года, «Обработка и хранение персональных данных в РФ» от 2014 года, а также приказ «Об утверждении плана импортозамещения программного обеспечения» от 2015 года оказали огромное влияние на рынок облачных услуг.
В борьбе за этот рынок «АйТеко» вышла победителем. Так, согласно исследованию iKS Consulting «Облачный провайдинг 2016–2020: экономика, стратегии, бизнес-модели», по итогам 2016 года компания «Сервионика» (входит в состав ГК «АйТеко») заняла первое место по доле рынка IaaS-услуг (Infrastructure as a Service), составляющей 14,1%, со значительным отрывом от конкурентов. Впрочем, сейчас доля «Сервионики» на рынке снижается. В 2014 году доля компании на российском рынке IaaS составляла 22%. Одно только компенсирует эти потери; сам бизнес облачного провайдинга в России растет как на дрожжах — на 30–40% в год.
Предвосхищая этот тренд, «АйТеко» давно наращивает компетенции в этом направлении. Так, в посткризисном 2009 году «АйТеко» впервые решилась на сделку M&A и купила 51% акций фирмы BI Partner, которая также специализируется на предоставлении профессиональных услуг в области хранилищ данных, а также решений в области бизнес-аналитики. Еще одно направление BI Partner — бюджетное планирование и финансовое управление. «Это перспективный для нас рынок, работа на котором характеризуется высокой добавленной стоимостью. Даже в период кризиса он продолжил рост», — рассказывал тогда президент «АйТеко» Шамиль Шакиров. Традиционными клиентами BI Partner были крупные коммерческие компании, а слияние с «АйТеко» открыло ей путь к госструктурам.
В 2015–2016 годах «АйТеко» еще больше активизировала деятельность в области облачных технологий. Так, в 2015 году «Сервионика» вывела на рынок сервисную платформу РУСТЭК, которая позволяет в кратчайшие сроки создавать для крупных компаний и госсектора высокозащищенную и легкоуправляемую облачную инфраструктуру любой сложности. А в 2018 году Сбербанк и «АйТеко» решили создать облачную платформу SberCloud, которая будет предоставлять услуги как самому банку, так и внешним заказчикам. Речь шла о совместном предприятии, в которое «АйТеко» вложило свой существующий облачный бизнес, а Сбербанк поучаствовал деньгами (сумма вложений не раскрывалась). Сбербанку принадлежит 60% предприятия. SberCloud предложит корпоративным клиентам (от малого бизнеса до корпораций) облачные решения — инфраструктуру, платформу или софт как услугу. Другими продуктами SberCloud станут облачная обработка больших данных и инструменты создания решений в области интернета вещей. «“АйТеко” интересует синергия с клиентской базой госбанка», — объяснял причины создания совместной компании Шамиль Шакиров.
Сейчас рынок облачных сервисов и дата-центров продолжает вести за собой всю российскую ИТ-индустрию: новые технологии требуют нового оборудования, а меняющиеся потребности заказчиков — инновационных решений. «АйТеко» идет в фарватере этого процесса.
Новомодный тренд — блокчейн — тоже не остался в стороне интересов «АйТеко». В сентябре этого года Райффайзенбанк впервые на российском рынке выпустил электронную закладную с использованием децентрализованной депозитарной системы на платформе «Мастерчейн». Передача депозитарных операций по электронным закладным в блокчейн повышает безопасность хранения данных, сокращает время проведения сделки и снижает операционные затраты депозитариев. Техническим разработчиком платформы выступила компания, «стремящаяся к нирване».