Российская частная нефтегазовая компания «НоваТЭК», едва завершив крупнейший проект по сжижению газа «Ямал СПГ», масштабы стройки которого повлияли даже на макроэкономическую статистику (см. «Раздражающий рост», «Эксперт» № 7), и не думает почивать на лаврах. Без передышки запущен следующий, не менее амбициозный проект «Арктик СПГ — 2», предусматривающий строительство еще более производительного завода по сжижению газа на соседнем с Ямалом Гыданском полуострове.
Недавно «НоваТЭК» объявил о подписании контракта на поставку оборудования для перспективного проекта завода по сжижению природного газа (далее — СПГ-терминала) «Арктик СПГ — 2» с немецкой Siemens. «Объем поставки Siemens в рамках подписанного договора включает три компрессорных агрегата сырьевого газа и шесть компрессорных агрегатов отпарного газа», — говорится в сообщении компании. Хотя там же сделана оговорка, что условия контракта предусматривают локализацию производства оборудования, но лишь для третьей линии завода, которая выведет его мощность на проектную отметку 18 млн тонн СПГ в год.
Ранее, в конце прошлого года, было объявлено о заключении контракта на 500 млн евро на поставку 20 газовых турбин с итальянской Nuovo Pignone, дочерней структурой американской корпорации General Electric. Сообщалось, что речь идет о турбинах LM9000 мощностью 65–75 МВт, созданных на основе двигателя для Boeing 777. Поразительным образом в России с ее богатым опытом в том же авиастроении «НоваТЭК» турбин не нашел.
Тогда же, в декабре, «НоваТЭК» заключил контракт с итальянской Saipem и турецкой Renaissance на отливку бетонных гравитационных оснований для трех платформ линий сжижения. Два с половиной миллиарда долларов опять уплыли мимо российских предприятий.
В целом, как сообщил председатель правления и совладелец «НоваТЭКа» Леонид Михельсон, компания уже заказала для «Арктик СПГ — 2» оборудование более чем на пять миллиардов долларов. И в большинстве своем это иностранные поставщики.
Опять повторяется история предыдущих российских проектов по производству сжиженного природного газа, когда терминалы строятся иностранными подрядчиками, по иностранным технологиям и оснащаются преимущественно иностранным же оборудованием.
Так, при сооружении «Ямал СПГ» лишь 30% объема заказов проекта досталось российским компаниям. Главные подряды в рамках «Ямал СПГ» получили иностранные компании: американские (General Electric, Air Products), французские (Vinci), немецкие (Siemens, BASF), японские (Yokogawa Electric), китайские (COOEC) и даже, казалось бы, не замеченные в успехах в крупнотоннажном химическом производстве филиппинские (AG&P).