До конца года Госдума может принять внесенный на прошлой неделе законопроект «О виноградарстве и виноделии». Российское виноделие сейчас живет по тем же правилам, что и производство крепкого алкоголя, а с обретением отдельного закона получит существенные послабления и стабильную господдержку, что привлечет в отрасль новых инвесторов. Предусмотренные законом единые правила производства вина и требования к маркировке позволят очистить рынок от недобросовестных производителей, выдающих за вино дешевые спиртовые напитки. Участники рынка уверены, что новое правовое поле позволит им быстрее нарастить производство собственного винограда и виноматериала, треть которого пока приходится импортировать, а треть находится в теневом обороте.
Виноделы получат свободу
В пояснительной записке к законопроекту «О виноградарстве и виноделии» его авторы указали, что сейчас в России отсутствует систематизированная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере виноградарства и виноделия, а действующие правовые акты ориентированы прежде всего на продукты с высоким содержанием спирта и «практически не учитывают специфику винодельческого производства». «У нас сейчас требования к качеству российского виноматериала и вина намного жестче, чем к импортному, чего нет ни в одной стране мира, — говорит председатель Союза виноградарей и виноделов Леонид Попович. — Поэтому инвесторы и смотрят с опаской на виноделие, которое регулируется тем же законом, что и производство спирта». Это означает, что приходится согласовывать с Росалкогольрегулированием каждый шаг, защищать в виде проекта любое изменение или дополнение технологии, сорта сырья, оборудования и т. д. «Это все равно что регулировать одним законом производство танков и автомобилей», — говорит эксперт. После принятия профильного закона виноделие передадут из ведения Росалкогольрегулирования Минсельхозу.
Участники рынка считают одним из важных положений законопроекта обязательное оказание господдержки производителям отечественного винограда, виноматериала и вина. Ее будут выделять отечественным производителям винограда, а также тем виноделам, которые используют отечественное сырье. «Ее оказывали и раньше, но приходилось каждый раз выпрашивать, — говорит генеральный директор одного из крупнейших производителей вин компании “Массандра” Янина Павленко. — Было даже как-то, что нам пообещали компенсации на новые саженцы — и не дали. Теперь же выделение бюджетных средств станет обязательным, поскольку будет прописано в законе, а значит, у инвесторов появится уверенность в планах развития». В прошлом году сумма субсидий и компенсаций от Минсельхоза составила 1,4 млрд рублей, в 2019-м ее увеличили до 3 млрд рублей, что позволило заложить более шести тысяч гектаров новых виноградников.
Битва за виноград
Возрождением виноградарства государство обеспокоилось в середине 2000-х, когда стало понятно, что без его помощи отрасль едва ли встанет на ноги. После массовой вырубки винограда во время антиалкогольной кампании в конце 1980-х Россия лишилась более двух третей виноградников — от 350 тыс. гектаров осталось лишь около 60 тысяч. Чтобы не утратить оставшееся, поддержку винзаводам оказывали в основном региональные власти, затем подключились и федеральные, начав выдавать субсидии за высадку винограда. Это отчасти и позволило сельхозпредприятиям нарастить площадь виноградников с 66 тыс. гектаров в 2000 году до 88 тыс. в 2018-м (в этом году ожидается рекордная прибавка площадей — на 6,7 тыс. гектаров против трех–пяти тысяч в прежние годы). За это время в России появились около двух десятков компаний (всего их 160), которые переоборудовали или построили высокотехнологичные предприятия и с привлечением западных экспертов-виноделов начали производить вино, в том числе из собственного винограда. Сейчас ведущие российские производители массовых вин готовы более активно наращивать площади виноградников, а также расширять и переоборудовать производство. Например, холдинг челябинских металлургов Александра Аристова и Юрия Антипова «Ариант», в который входят винодельня «Кубань-вино» и агрофирма «Южная», нарастил площади виноградника до 12,5 тыс. гектаров (8,7 тыс. — плодоносящие), выйдя по площади на первое место в Европе. В прошлом году агрофирма инвестировала в виноградарство 800 млн рублей, а план капитальных затрат на 2019 год превышает миллиард рублей. На закладку каждого гектара виноградника стоимостью 1,5–2 млн рублей компания получает 300–350 тыс. рублей. «Стабильность господдержки и обнуление акцизов — это реальная инвестиция государства в отечественное виноделие, — говорит генеральный директор компании “Кубань-вино” Виктория Емельянович. — Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и планируем реализовать наши смелые новые проекты. Один из них — цифровизация сельского хозяйства и процесса переработки винограда — запущен, и сейчас обсуждается финансовое участие государства в этом проекте». Сегодня в портфеле предприятия четыре основные торговые марки: «Шато Тамань» (Chateau Tamagne), Aristov, «Кубань-вино» и «Высокий берег». За десять лет винодельня удостоена более 500 медалей и наград на российских и международных конкурсах. В прошлом году компания выпустила 59,9 млн бутылок вина, в 2019-м производство должно вырасти до 67,8 млн бутылок, в том числе за счет дополнительного сырья с заложенных прежде виноградников.
Компания «Абрау-Дюрсо», один из ведущих производителей игристых вин, за четыре года нарастила плантации плодоносящих виноградников почти вдвое, до 800 гектаров. Далее их ежегодно планируют закладывать по 350 гектаров на сумму около миллиарда рублей, рассчитывая через десять лет занять все свои земли в Анапском районе на площади 3,6 тыс. гектаров. В этом году компания получила первый урожай заложенного семь лет назад на площади 115 гектаров винограда сорта рислинг, который некогда был уничтожен в долине Абрау, а теперь возрожден. По словам генерального директора «Абрау-Дюрсо» Павла Титова, государство помогает компании наращивать высадку виноградников: при затратах на гектар около полутора миллионов рублей компания получает компенсацию около 300–350 тысяч рублей, а также субсидированный кредит под три-четыре процента годовых. Основные массовые сорта винограда в «Абрау-Дюрсо» — шардоне, пино-блан, а теперь и рислинг. (В активе компании также доли в небольших винокурнях «Винодельня Ведерниковъ» и «Лазурная ягода», выпускающих коллекционные вина.). В портфеле — восемь разновидностей игристых вин линейки «Абрау-Дюрсо» («Русское шампанское», Viktor Dravigny, Foliage и др., а также новинка — красное вино «Абрау»), общие продажи которых в прошлом году составили 37,7 млн бутылок.
Плантации виноградников, уже занимающих площадь 3,4 тыс. гектаров, намерен наращивать и другой крупнейший производитель вин — «Фанагория». Только в этом году компания заложила свыше 386 гектаров. «Фанагория» культивирует классические сорта, такие как каберне, мерло, пино-нуар и шардоне, и автохтонные сорта (могут вызревать до необходимой кондиции только в одном месте) цимлянский черный, саперави, красностоп золотовский. Именно из них компания делает свои лучшие вина, такие как «100 оттенков белого/красного», «Крю Лермонт», «Авторское вино», «Резерв», «Номерной резерв» и др. Планы модернизации или расширения виноградников имеют почти все лидеры рынка, завозящие импортный виноматериал, — Inkerman, «Новый свет», Alma Valley, «Золотая балка», «Массандра», «Лефкадия» и др.
Акциз — ноль в нашу пользу
По большому счету законопроект направлен на увеличение собственной сырьевой базы для виноделия — виноматериала (так называемый балк — сброженный виноградный сок, который после фильтрации и разлития в тару уже называют вином). В результате наращивания плантаций в России удалось увеличить производство собственного виноматериала с пяти миллионов декалитров (дал) в 2000 году до 32 млн дал в прошлом. Тем не менее отрасль остается на треть зависимой от закупаемого за границей виноматериала. В прошлом году Россия импортировала около 12 млн дал виноматериала, на котором работают как обладатели собственных плантаций, так и компании, которые специализируются на розливе иностранных вин. Таким образом, сейчас на рынке с годовым объемом около миллиарда бутылок (более 75 млн дал) лишь треть именно российского вина, другая треть — прямой импорт и еще треть — разлитый по бутылкам или коробкам заграничный балк. Стоимость его зависит от качества и объемов, но в среднем она ниже, чем у отечественного виноматериала. «Вино, произведенное из собственного выращенного винограда, дороже, чем импортный балк, который привозится сюда и разливается под видом российского вина, — говорит Янина Павленко. — Зачастую это некондиционный материал, который портит имидж российского вина».
Чтобы поддержать российских виноделов, в сентябре правительство приняло поправки в Налоговый кодекс, согласно которым ставки акцизов на импортное и отечественное вино и виноматериалы выравниваются. Для российских виноделов это могло бы означать увеличение акциза сразу в шесть раз (на столько меньше импортеров они платят сейчас), если бы не существенная оговорка о том, что в конце каждого года можно будет получить налоговый вычет с повышающим (за соблюдение разных «патриотичных» условий) коэффициентом. То есть, по сути, ставка будет для них почти нулевой (столь хитрая схема понадобилась для обхода норм ВТО). Фактически для виноделов, использующих отечественное сырье, акциз обнулили. Почти все наши собеседники-виноделы заявили, что возвращенные налоги они непременно направят на закладку виноградников. Впрочем, сначала этот акциз придется включить в цену, поэтому у бизнеса еще остаются вопросы. «Может получиться так, как это часто и бывает: налог повысят, а методику возврата могут подолгу не разрабатывать, — говорит Леонид Попович. — В этом случае проиграет потребитель, поскольку цены на все вино увеличатся, по нашим подсчетам, на десять-пятнадцать процентов». Кроме того, правительство недавно приняло решение снизить ставку НДС для виноградарей с 20 до 10%.
«Не является вином»
Как ни странно, те российские производители, которые разливают только импортный балк, тоже довольны законопроектом: «Нам это даст очень серьезное преимущество перед теми, кто делает разного рода винные напитки, — говорит генеральный директор крупнейшего импортера виноматериала и производителя игристых вин ЗАО “Игристые вина” Юрий Дудко. — В ритейле они стоят на той же полке, что и вино, внешне идентичны ему, но таковым не являются». Речь идет о напитках на основе вина с добавлением спирта и вкусовых добавок, скрывающих дефекты вкуса, — их производство за последние годы выросло в несколько раз. «Они появились на рынке четыре года назад, себестоимость производства таких напитков и без того невысокая, поскольку сложного оборудования они не требуют. Но они еще и имеют преимущество за счет низкого акциза: как российский производитель, они платят 18 рублей за литр, а мы, производящие натуральное вино из импортного виноматериала, — 36 рублей. Поэтому их продукция более доступна для потребителя. Результатом этого стало схлопывание объема рынка игристых вин с 2015 года в два раза», — объясняет Юрий Дудко.
Изготовители массовых вин из импортного виноматериала закупают, как правило, дорогой балк у проверенных виноградарей. «Каждого нашего поставщика мы знаем лично, эти отношения проверены годами, но это не отменяет строжайшего входного контроля, — продолжает Юрий Дудко. — На заводе есть своя сертифицированная лаборатория, где мы дважды осуществляем полный контроль поступающего сырья. Качество будущего игристого еще на этапе брожения мы контролируем с помощью установленной у нас экспресс-лаборатории FOSS, также приобрели уникальное для России оборудование, которое позволит нам уйти от фильтрации при помощи картонных фильтров, и многое другое. Понятно, что кустарные производители этого делать не могут». Сколько таких компаний на рынке и кто они, неизвестно. Но факт, что их дешевая продукция (от 150 рублей за бутылку) портит имидж российского вина. «Есть типичный для таких производителей набор пороков вина: перебраживание, овощные привкусы от негигиеничных транспортировки и хранения, передозировка серы, используемой вместо пастеризации, и так далее», — говорит вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев.
Эта проблема будет решена с принятием закона «О виноградарстве и виноделии»: он предполагает строгие требования к маркировке, указанию места произрастания виноматериала, а также требование к этикетке, на которой производители винных напитков должны будут крупным шрифтом указывать: «Не является вином». «Мы давно этого ждали, поскольку у нас есть вина и низкоценового сегмента, сделанные из нашего сырья, — говорит Виктория Емельянович. — А поскольку потребители пока не очень различают вино и “не вино”, мы теряли покупателя».
По версии директора Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Владимира Дробиза, такие «кустарники» (и не только они), скорее всего используют контрабандный балк. «Согласно данным ФТС, импорт виноматериалов резко снизился, с 20,5 миллиона декалитров в 2012 году до 11,6 миллиона в 2018-м, — говорит Владимир Дробиз. — Но рынок вина если и снижался, то не более чем на десять процентов (и потом снова вырастал), но не на все сто, как виноматериалы. Мы посчитали рынок, проанализировали данные таможни, министерств, и получилось, что около трети импортного виноматериала — неизвестного происхождения, а это около 20–25 миллионов декалитров. Значит, скорее всего, речь идет о контрабанде, борьба с которой даст быстрый эффект для всего честного рынка».