В прошлом году в мире продано 2,2 млн легковых автомобилей с полностью электрическими или разного типа гибридными силовыми установками — это примерно одна из сорока новых машин, обретших своих владельцев. Доля электрокаров в мировом автопарке, понятное дело, еще ниже — жалкие 0,7%. И это после десяти лет неимоверного медийного хайпа и несмотря на десятки миллиардов долларов, евро, юаней господдержки этого технологического направления развития автопрома.
В России ситуация для любителей «зеленых» технологий складывается еще более удручающая. По итогам прошлого года в нашей стране было продано всего 353 электромобиля. И это рекордный показатель для России. При том что продажи всех автомобилей в стране превысили в 2019-м 1,7 млн.
Электромобили на протяжении последних лет пользовались обширными мерами поддержки. Например, в Китае для электромобилей одобренных моделей (цена менее 300 тыс. юаней, то есть 42 тыс. долларов, запас хода на одной зарядке — не менее 250 км) действуют субсидии около 3600 долларов на машину. В Индии осуществляется субсидирование электромобилей дешевле 21 тыс. долларов в размере 140 долларов на киловатт-час емкости батареи (для электробусов — до 280 долларов на киловатт-час). В Канаде, Южной Корее, отдельных странах Евросоюза существуют субсидии на приобретение электрокара в размере до 15 тыс. долларов. В ряде стран практикуется полное или частичное освобождение от налогов и сборов, взимаемых при покупке и регистрации транспортных средств, а также действуют финансовые и нефинансовые стимулы, связанные с эксплуатацией электрокаров.
По расчетам компании Vygon Consulting, совокупный объем стимулов в расчете на один электромобиль в Дании достигал 32,7 тыс. долларов, в Норвегии — 24,7 тыс., в Южной Корее — 17,8 тыс. И даже в такой традиционно автомобильной стране, как США, где водительские права практически стали эквивалентом удостоверения личности, электромобиль получал субсидию до десяти тысяч долларов. Общий объем субсидирования мирового рынка электрических батарей и их пользователей, по расчетам Vygon Consulting, достигает девяти миллиардов долларов в год.
Тем не менее темпы проникновения электрокаров на рынки хронически отстают от экспоненциальных прогнозов. Почему?
Автомобиль не роскошь
Первая причина, которая обращает на себя внимание, — высокая цена приобретения. Если автомобиль в полном соответствии со словами персонажа «Золотого теленка» уже давно не роскошь, то электромобиль все же пока остается игрушкой для богатых. Простой просмотр предложений новых автомобилей в московских автосалонах показывает, что электромобиль обычно примерно вдвое-втрое дороже бензинового аналога (машины сопоставимого класса и мощности).