Устоявшийся ответ на вопрос «Почему Стив Джобс и Марк Цукерберг носят все время одни те же черные водолазки / серые футболки?» таков: они экономят энергию для важных решений.
Несколько лет назад в поп-психологию и коучинг разных форм проникли идеи американских психологов конца 1990-х. Тогда Рой Баумейстер из Университета Флориды в ходе экспериментов вывел эффект, который он назвал «истощением эго»: суть его в том, что, принимая решения, человек постепенно устает от этого и начинает делать все менее обоснованный выбор. На этом выросла целая теория: раз современный человек делает тысячи выборов в течение дня (и на все тратит одинаковое количество энергии, считал Баумейстер), ему к вечеру становится все сложнее контролировать себя — не залипать в телефоне, выбирать здоровую еду и т. д. Баумейстер написал бестселлер «Сила воли», идеи из которого питали множество других авторов книг по самоконтролю и самосовершенствованию долгие годы. И до сих пор коучи всех мастей любят давать совет свести ежедневные выборы к минимуму, чтобы освободить ресурс для по-настоящему важных решений.
По идее, именно это предлагают самые разные сервисы сегодня. Мастхэв последних лет — подписка на что угодно: от памперсов и еды до кино и учебы. Оформи подписку — и перестань об этом думать. Сэкономь энергию для действительно важных вещей. Привезем и доставим. Избавим от хлопот. Освободим время. На этой идее экономии энергии выбора построены все концепции бурно развивающихся экосистем.
Однако подписка выгоднее продавцам, чем покупателям. Имея гарантированный и оплаченный спрос, можно расслабиться, сэкономить на качестве. Не зависеть от переменчивых настроений публики. Если у вас накоплены бонусы, которые можно потратить только у партнеров, настроены автоплатежи на все, от ЖКХ до благотворительности, к банковской карте привязаны аккаунты в каршеринге и доставке еды, а также игровая приставка, работающая опять же только в этой экосистеме, «переезд» в другой банк — целое событие, довольно сложное.
Впрочем, ученые уже усомнились в самой концепции исчерпания эго. Метаанализ 2015 года, в котором соответствующие исследования были изучены, обнаружил очень большую предвзятость работ и очень мало доказательств реальности феномена истощения эго. «Наши результаты решительно оспаривают идею, что самоконтроль функционирует так, как если бы он полагался на ограниченные психологические или физические ресурсы», — пишут ученые из Университета Майами и Колумбийского университета. Иными словами, утром можно долго выбирать между чаем и кофе или между двумя футболками — и все же иметь силы на правильный выбор в течение всего дня.