Согласно текущей версии бюджета, в 2021 году предполагается собрать в виде доходов 18,77 трлн рублей — при условии, что мы недополучим нефтегазовых доходов в сумме 91,11 млрд. При этом расходы запланированы на уровне 21,52 трлн рублей и, соответственно, бюджет предполагает дефицит в 2,75 трлн. Сравнить данные в более расширенном диапазоне можно на графике 1.
Расходы бюджета стоит рассмотреть в более широкой исторической перспективе в реальном выражении. Расчеты «Эксперта» позволяют увидеть: показатели бюджета на 2021–2023 годы в реальном исчислении по ряду значений все еще недотягивают до 2012 года. Виноваты в этом коронакризис и низкие цены и спрос на нефть.
Среди самых крупных расходов бюджета наибольший рост показывают суммарные расходы на национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Сравнение общих цифр по реальному исполнению бюджета прошлых лет с последними версиями открытых бюджетных планов относительно расходов на эти годы показывает, что бóльшая часть секретных статей бюджета скрыта именно в этих направлениях. Если все пойдет по плану, то к 2023 году эти расходы в ценах 2020 года плавно вырастут до 6,42 трлн рублей и почти достигнут максимума в 6,53 трлн (опять-таки в текущих ценах), который был показан в 2016-м.
При этом социальная политика, первая по объему среди всех направлений (основная статья в ней — отчисления в Пенсионный фонд), демонстрирует значительно более скромные темпы роста. Даже к 2023 году в ценах 2020-го эти расходы достигнут только 5,4 трлн рублей — такому объему далеко до максимума 2012 года — 6,33 трлн. Расходы на национальную экономику будут оставаться примерно на одном и том же уровне. Они, хотя и вырастут в 2021 году до 3,13 трлн рублей (это почти уровень 2012 года), в 2022-м снова снизятся.
Впечатляющие ежегодные темпы роста с 2011 года (452,56 млрд рублей в ценах 2020-го) и до 2023-го (1,44 трлн) демонстрируют разве что расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. Тут нужно отметить, что, как «Эксперт» уже неоднократно писал, уровень госдолга в России не достигает даже 10% от ВВП и это очень далеко до сколько-нибудь опасных 100% ВВП.
Что действительно обидно, так это то, что в 2021 году начнут уменьшаться расходы в реальном выражении на образование. Здесь же можно посетовать на плавное снижение расходов на здравоохранение в 2022 году. И ведь мы только-только достигли уровня 2013 года по обоим этим направлениям. Также не очень понятно, почему снижаются межбюджетные трансферты начиная с 2022 года. Снижение, конечно, небольшое, но у многих регионов точно не будет денег полностью расплатиться по своим долгам, да еще и выполнить все социальные обязательства.
В заключение отметим, что рост расходов на ЖКХ продолжится вплоть до 2023 года (370 млрд рублей в ценах 2020 года), но даже в 2023-м нам будет далеко до показателя 2011 года (481,9 млрд).