Сначала две новости. Первая: американская компания Ways2H намерена к концу этого года построить в Калифорнии первый в США завод по производству водорода из бытовых отходов.
Вторая: Илья Гудков покидает пост генерального директора «Российского экологического оператора», проработав на этом посту восемь месяцев. Это меньше, чем его предшественник Денис Буцаев, который продержался девять месяцев.
И здесь вспоминается Павел Верещагин из «Белого солнца пустыни» с его «за державу обидно».
А мы и не строили
Обидно, потому что в других странах строятся заводы, где из мусора планируется получать водород — экологичный энергоноситель, не вредящий окружающей среде. Он может быть использован для заправки, например, электротранспорта, получающего энергию от водородных топливных элементов.
В России же спустя почти два года с момента активного старта реформы в сфере обращения с отходами мусор порой по-прежнему вываливается просто в лес. Губернатор Московской области Андрей Воробьев в начале ноября в ходе совещания, где обсуждалась проблема незаконных свалок, не сдержал эмоций: «Постоянно разгребаем это говно, причем за бюджетный счет».
Но это частность, лишь подтверждающая общую картину: мусорная реформа в стране буксует.
В недавно опубликованном отчете Счетной палаты, проанализировавшей ход реформы, констатируется, что кардинальных изменений нет: более 90% мусора в стране по-прежнему вывозится на полигоны, а перерабатывается только около семи процентов.
Столь низкий уровень обработки отходов — следствие отсутствия необходимой высокотехнологичной инфраструктуры для обработки и утилизации отходов, создание которой предусмотрено федеральным проектом «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который входит в нацпроект «Экология», утвержденный указом президента в мае 2018 года.
Сегодня в России образуется порядка 70 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) в год. Проект предполагает, что к 2024 году в стране должно обрабатываться, то есть сортироваться, 60% мусора. И затем отправляться на утилизацию, во вторичный оборот, 36% общего объема отходов. Для этого необходимо дополнительно построить мощности, способные сортировать 37,1 млн тонн ТКО. И мощности в объеме 21,1 млн тонн по утилизации отходов, в том числе позволяющие запустить в хозяйственный оборот полученное из отсортированных фракций вторичное сырье.
К 2030 году все 100% коммунальных отходов в стране должны проходить через обработку.