Контракт с «Технопромэкспортом» как EPC-подрядчиком был заключен в 2016 году. «Силовые машины» присоединились к этому проекту в 2018-м, выиграв конкурс на поставку четырех паровых турбин для ТЭС.
Контракт предполагает возведение четырех энергоблоков по 350 МВт каждый и общей мощностью 1400 МВт. Сообщается, что стоимость проекта — 1,4 млрд евро, средства в полном объеме будут предоставлены нашей страной в форме экспортного кредита.
Россия уже выбрала нового подрядчика, и он одобрен властями Исламской Республики — об этом еще 22 сентября заявил глава минэнерго Ирана Реза Ардаканян. Он отметил, что российская сторона окончательно решила сменить старого подрядчика на нового и Иран с этим согласился.
А в конце октября глава проекта с иранской стороны Бехнам Хаефинежад заявил, что компания Thermal Power Plant Holding после многочисленных встреч и переговоров заключила договор с новым российским подрядчиком.
Иранская сторона не уточняла, кто конкретно станет новым EPC-подрядчиком, однако «Коммерсант» со ссылкой на источники сообщил, что им могут стать «Силовые машины».
В ответ на запрос «Эксперта» в пресс-службе «Силовых машин» не смогли подтвердить или опровергнуть сведения об участии концерна в проекте в качестве EPC-подрядчика.
Свое предположение о том, почему Россия пошла на смену подрядчика, в беседе с «Экспертом» высказал директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. «В отличие от поставок турбин в Крым никаких ограничений на поставку турбин в Иран нет, так что у “Силовых машин” нет препятствий для заключения такого соглашения, — отметил он. — К тому же “Силовые машины” — это частный холдинг, тогда как “Технопромэкспорт” и другие компании, тем или иным образом аффилированные с “Ростехом”, всегда находятся под угрозой возможных ограничений».
Что же касается востребованности российских турбин за рубежом, то здесь ситуация для отечественных производителей складывается непростая, считает аналитик. «Если говорить о постсоветском пространстве, то Россия еще может конкурировать с другими производителями, модернизируя ранее поставленное оборудование, произведенное на расположенных у нее же предприятиях», — отмечает Пикин. Но на мировом рынке, по его мнению, российские энергомашиностроители сегодня проигрывают.