Российский рынок автомобильных шин въезжает в самую глубокую яму за последние десять лет: после двух лет уверенного набора скорости продажи покатились вниз. По данным компании «Кордиант», по итогам прошлого года продажи шин для легковых автомобилей составили 33,04 млн единиц, это на 5% ниже, чем в 2018-м, а по итогам текущего года сокращение прогнозируется еще более существенное — на 22%, до 25 млн единиц.
Стоит отметить, что и раньше рынок легковых автомобильных шин лихорадило: в 2014 и 2015 годах он падал соответственно на 20 и 16%, до 28 и 27 млн единиц. Но в 2016–2018 годах он несколько отыграл падение, поднявшись почти до 35 млн единиц. Получается, что в этом году шин продемонстрируют наихудший показатель за десятилетие (см. график 1). При этом тревожность ситуации заключается в том, что на рынке существенно снижается доля российских производителей.
Профукали наследство
В СССР шинная промышленность была хорошо развита: напомним, что Советский Союз стал первой страной в мире, наладившей массовое производство синтетического каучука — основного сырья для шин. Первые шинные заводы начали появляться в СССР еще в 1930-е годы, и к началу 1990-х в стране насчитывались десятки развитых шинных предприятий, общий объем производства которых составлял свыше 50 млн покрышек в год.
Однако переход к рыночной экономике российские шинники пережили тяжело, не все смогли встроиться в новую реальность. И это несмотря на богатую сырьевую базу под боком: сейчас в России синтетический каучук производят порядка десятка крупных предприятий, некоторые из них, такие как «Нижнекамскнефтехим», входят в число мировых лидеров в области выпуска этого сырья (в прошлом года компания выпустила 679 тыс. тонн каучуков, 88% ушло на экспорт). В настоящее время из российских производителей легковых автомобильных шин в России, по сути, осталось три крупных игрока — это «Нижнекамскшина» (завод в Нижнекамске), «Кордиант» (заводы в Ярославле и Омске), а также Алтайский шинный комбинат (АШК) в Барнауле.