История Netflix, как и всякой другой компании, необратимо изменившей правила игры в той или иной отрасли, уже начинает обрастать мемуарами. Автор книги Марк Рэндольф — тот, кто придумал эту компанию и возглавлял ее в первые годы существования. Ему повезло с инвестором Ридом Хастингсом, поверившим в его идею, все остальное решила его собственная энергия: именно за счет нее компания сумела выжить в первые, самые трудные для становления бизнеса годы. Книга прекрасна тем, что Рэндольф не пытается строить из себя бизнес-гуру и не учит читателей на своем опыте, как сделать великую компанию, а просто честно описывает всю последовательность событий. Из его рассказа мы узнаем, что никакой внятной бизнес-идеи у него поначалу не было. Просто возникло понимание, что пришла эпоха интернета и открылось окно возможностей для новых видов бизнеса, которым к тому времени уже успел воспользоваться Джеф Безос: он основал Amazon, преобразивший книжную торговлю.
Поначалу Рэндольфу приходили в голову очень странные задумки: выпускать бейсбольные биты по индивидуальным проектам или рассылать клиентам специально для них подобранный шампунь, но потом у него возникла рациональная идея — обратить внимание на DVD, ведь формат этих дисков, в отличие от уходящих в прошлое видеокассет, годился для рассылки по почте. Путем непростых интеллектуальных поисков он связал диски и возможности интернета между собой и сформировал концепцию онлайн-проката DVD с почтовой рассылкой и таким же возвратом. Однако и после того, как они запустились, идея по-прежнему выглядела сомнительной. Но в итоге сработала: клиенты стали приходить на сайт и оставлять на нем данные своих кредитных карт. Вслед за этим немногочисленные серверы компании отказали, и пришлось срочно приобретать новые, чтобы сайт продолжил работать. Но на прокате дисков получить существенные доходы так и не удалось, зарабатывали только на их продаже: торговлю на сайте совмещали с прокатом.
И в тот момент Рэндольф принимает еще одно судьбоносное решение: отказывается от продажи дисков (а заодно и от существенной доли доходов) и фокусируется на прокате. И это было движение вперед, хоть и трудное. В этом процессе родились ключевые идеи, которые потом предопределят успех Netflix, и базовые принципы отношений компании с клиентами. Первый — это, конечно, подписка. Netflix сумел переформатировать себя из компании, которая продает товар (можно было получить в пользование диск с записанным на нем фильмом), в компанию, которая предоставляет услугу на постоянной основе за ежемесячную плату, не ограничивая клиента в объемах потребления этой услуги. Второй принцип — создание рекомендательного сервиса. Читая книгу Рэндольфа, мы буквально становимся свидетелями рождения этой идеи. Netflix ставит перед собой задачу увеличить число клиентских просмотров и догадывается сделать это за счет фильмов, о которых клиенты могли просто не знать.