Похолодание в отношениях России и Европы, наступившее с концом зимы, как будто никого не смущает. Конечно, наша переговорная платформа близка к нулю, но такой жесткой медиаактивности сторон мы и не вспомним. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель каждую неделю отпускает замечания об «агрессивных русских». Глава российского МИД Сергей Лавров в Пекине заявил, что Европейский союз в одностороннем порядке «разрушил всю инфраструктуру» российско-европейских отношений. Как реагировать тем, кто настроен на добрососедские, дружеские, партнерские отношения вне зависимости от политической конъюнктуры? Мы поговорили об этом с Эммануэлем Киде. Это партнер Ernst & Young, президент Франко-российской торгово-промышленной палаты, создатель Le Courrier de Russie и «SAMU Social Москва». Француз, который живет в Москве уже двадцать шесть лет и по праву может считаться главным экспертом в области франко-русских отношений.
— Как бы вы оценили сегодняшние отношения России и Европейского союза?
— Между Россией и ЕС «все хорошо»: за двадцать шесть лет я еще не был свидетелем столь ужасных политических отношений.
— Такая резкая и серьезная деградация отношений — это следствие дела Навального?
— Скажем так: дело Навального было последней каплей. Запад объединился, чтобы поддержать Навального, а американские доброхоты активно требуют солидарности от европейцев.
Не так давно глава европейской дипломатии Жозеп Боррель прибыл в Москву. И его приезд оказал пагубное влияние на диалог Москвы и Брюсселя. Во-первых, Боррель не был подготовлен к встрече, в то время как Лавров был безупречен в этом смысле. А во-вторых, именно в этот день Россия выслала трех европейских дипломатов. Выглядело это не очень и привело лишь к осложнению и без того непростых отношений.
А Навальный, поверьте, одна из многих причин. Есть «Северный поток — 2», есть Крым. И, как следствие, санкции. Санкции американские, санкции европейские, вот недавно — канадские. Запад будет только накладывать новые санкции, санкции на санкции, что, естественно, вызывает недовольство русских. Это игра, из которой Россия не может выйти победителем.
К тому же ее ведь и морали учат, что раздражает еще больше. Россия неизбежно реагирует на это, а ей отвечают: «В конце концов, какое право вы имеете так реагировать? Это ваши ошибки: Крым, Сирия, аресты оппозиционеров и так далее». Это самый настоящий порочный круг.