Зараза снова наступает

14 июня 2021, 00:00

Число подтвержденных случаев инфицирования коронавирусом в Москве стало быстро нарастать: на прошлой неделе их было уже на 29% больше, чем неделей ранее, а пятничный показатель (5853 новых случая) последний раз фиксировался в столице в середине января, когда вторая волна COVID-19 только пошла на спад.

Собственно, плавный рост заболеваемости — при сильной внутринедельной болтанке — стал фиксироваться в столице с конца марта. А число активных случаев COVID-19 в Москве выросло за последние два с половиной месяца уже в 1,75 раза: с 63,8 до 111,6 тыс. человек. На этом фоне недавнее объяснение роста заболеваемости, данное Александром Гинцбургом, главой НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, кажется малоубедительным. «Наступило лето, общения стало гораздо больше, мобильность людей увеличилась по сравнению с зимним периодом, поэтому, естественно, идет рост заболеваемости среди тех, кто не вакцинировался», — заявил ученый. Как мы видим из графиков, рост заболеваемости в столице развернулся еще в разгар весны, несмотря на очень холодные апрель и начало мая.

В остальной России перелом от снижения числа инфицированных к новому его росту произошел гораздо позже, в середине мая, и пока перекрывается ростом количества выздоровевших, так что о формировании третьей волны коронавируса в регионах говорить сейчас не приходится: число активных случаев COVID-19 продолжает снижаться (в прошлую пятницу оно опустилось до 161 тыс. человек, при том что на максимуме второй волны превышало 400 тыс., но еще не дошло до дна первой волны — 125 тыс.).

Столичные власти пока не планируют вводить новые запреты, заявил мэр Москвы Сергей Собянин, ограничившись очередным призывом к москвичам соблюдать меры предосторожности, носить маски и перчатки в общественных местах и обязательно пройти вакцинацию. Заместитель мэра по вопросам социального развития Анастасия Ракова сообщила об оперативном увеличении количества специализированных коек для лечения COVID-19 в городе: с 12,5 до 14 тыс. Напомним для сравнения, что на пике второй волны эпидемии в прошлом декабре в городе было развернуто 17 тыс. ковидных коек.

Несмотря на устойчивый рост числа зараженных, официальная ежедневная статистика смертности от COVID-19 с середины марта в Москве лежит на ровной «полке» (55–60 человек в день), куда съехала с более высокой «полки» (70–75 в день), державшейся все три самых тяжелых месяца второй волны (с ноября по январь). В остальной России смертность от коронавируса сократилась с 400–500 человек в сутки на пике второй волны до 300–320 сейчас.

Такая неправдоподобная стабильность столичной смертности, очевидно, связана с неполным оперативным учетом летальности коронавируса. Более полные, хотя и сильно запаздывающие месячные данные Росстата дают существенно более высокую оценку смертности. Так, за апрель текущего года он оценил число смертей, вызванных COVID-19 либо так или иначе связанных с ним, в целом по стране в 20,3 тыс. человек; это в 1,8 раза больше, чем следует из ежедневной статистики Роспотребнадзора (11,3 тыс.). А всего за 13 месяцев эпидемии (с апреля прошлого года по апрель нынешнего) коронавирус убил почти 270 тыс. россиян или был причастен к их уходу из жизни, что составило более трех четвертей избыточной смертности за этот период (478 тыс.).

Казалось бы, это еще один убедительный аргумент в пользу вакцинации, однако ее темпы остаются скромными. По состоянию на 9 июня россияне сделали 31,6 млн уколов той или иной из трех допущенных к гражданскому обороту вакцин, в том числе 13,6 млн человек прошли полную процедуру вакцинации из двух уколов. Это менее 10% населения страны, и это мало в сравнении не только со странами-лидерами (в Израиле полностью привиты 60% граждан, в Англии и США — порядка 45%), но и со странами, которые даже не имели вакцин собственной разработки (например, в Турции уже 17% полностью вакцинированных).