Повесть о настоящей жадности

12 июля 2021, 00:00

Переговоры в формате ОПЕК+, которые должны были согласовать увеличение добычи и пролонгацию действия соглашения до конца 2022 года, завершились неудачей, и их отложили на неопределенный срок. Причиной стала принципиальная позиция Объединенных Арабских Эмиратов, считающих предварительно выработанные условия несправедливыми для себя.

ANJIANG/ZUMA\TASS
ОАЭ добиваются уступок от России и Саудовской Аравии

Так, предлагалось, что действие соглашения будет пролонгировано до конца 2022 года (существующая его версия, заключенная в апреле прошлого года, рассчитана на срок до конца апреля 2022-го). При этом квоты на добычу в рамках соглашения в августе–декабре этого года предполагалось увеличивать на 400 тыс. баррелей в сутки каждый месяц. То есть на два миллиона баррелей в сутки в совокупности.

Эмираты не возражают против самого увеличения квот на добычу, но при этом не согласны с пролонгацией соглашения при существующей точке отсчета. Сейчас ограничение добычи для его участников, кроме России и Саудовской Аравии, отсчитывается от уровня октября 2018 года. Последние договорились о лимитах добычи по 11 млн баррелей в сутки, не привязываясь к историческим датам.

Для ОАЭ уровень октября 2018-го означает отметку добычи чуть менее чем 3,2 млн баррелей в сутки, что в стране считают не соответствующим актуальным реалиям. Как указывают сами представители Эмиратов, «мы инвестировали миллиарды долларов в развитие нефтедобычи, а из-за квот до трети мощностей простаивает». Министр энергетики ОАЭ Сухайль аль-Мазруи заявил, что страна не поддержит продление, если ей не позволят увеличить базовый уровень, от которого отсчитываются квоты, с 3,2 до 3,8 млн баррелей в сутки. Однако Москва и Эр-Рияд выступают против подобного пересмотра условий, закономерно ожидая, что в таком случае по пути Эмиратов захотят пойти и иные участники соглашения, а это нивелирует его значение.

Таким образом, пока что действуют старые условия соглашения ОПЕК+, истекающие в конце апреля 2022 года. Объемы добычи останутся без изменений.

Мировой рынок на провал переговоров по ОПЕК+ отреагировал стремительным ростом цен. Стоимость нефти марки Brent превысила 70 долларов — это максимум с октября 2018 года.

Дело в том, что старые соглашения — детище пандемического кризиса 2020 года. Пандемия коронавируса нарушила работу всех мировых рынков, включая энергетический. Спрос на нефть снизился даже больше, чем ожидалось. Как следствие, в апреле прошлого года участники ОПЕК+ договорились о рекордном снижении добычи — на 9,7 млн баррелей в сутки. По мере стабилизации ситуации и восстановления экономики ограничения корректировались, и на текущий июль они составляют 5,7 млн баррелей в сутки.

Однако, по прогнозу генерального секретаря ОПЕК Мохаммеда Баркиндо, в текущем году спрос на нефть увеличится на 6 млн баррелей в сутки, и в следующем продолжит расти. С учетом свертывания американской сланцевой эпопеи, в 2016 году породившей к жизни формат ОПЕК+, это может означать возникновение дефицита предложения на рынке нефти. И рост цен на него. Бывший министр энергетики США Дэн Бруйетт вообще грозит возвращением к отметкам до 100 долларов за баррель.

Для России, как полагают аналитики, выходка Эмиратов в целом даже полезна. Бюджет этого года изначально сверстан на основании цен Urals в 43,3 доллара за баррель. Так что даже сохранение цены на уровне 70 долларов за баррель принесет стране до трех триллионов рублей сверхприбылей, а при росте цен до 100 долларов появится возможность заложить в кубышку свыше четырех триллионов.

Ситуацию может сломать «гонка объемов» — как до 2016-го. Однако сейчас аналитики этого не ожидают: слишком многим нужны комфортные цены на нефть, включая зачинщика этого переполоха — ОАЭ.