Преамбула документа, призванная подсластить Киеву горькую новость, посвящена заверениям о поддержке «суверенитета, территориальной целостности, независимости Украины и избранного ею европейского пути». Берлин заявил, что собирается активизировать усилия в рамках нормандского формата для выполнения Минских соглашений (это странно, поскольку президент Украины Владимир Зеленский многократно заявлял о нежелании их выполнять «в существующем виде» и требовал внести в них изменения).
Затем США и Германия перешли к относительной конкретике. Они пообещали быть готовыми к совместному реагированию «на российскую агрессию и злонамеренные действия, в том числе на попытки России использовать энергию в качестве оружия». В этом случае Германия (США воздержались) пообещала ввести санкции на национальном уровне и инициировать их введение на уровне ЕС: они должны ограничить для России возможность экспорта в Европу в энергетическом и «в других экономически значимых секторах». При этом определение степени «злонамеренности», которая потребует введения санкций, Берлин, судя по всему, оставляет за собой.
Что касается главного вопроса, волновавшего Киев в связи со строительством «Северного потока — 2», сохранения транзита российского газа через украинскую территорию, то США и Германия объявили, что его нужно сохранить еще на десять лет после окончания нынешнего транзитного договора. «Германия обязуется использовать все доступные рычаги для обеспечения продления… включая назначение специального посланника для поддержки этих переговоров, которые должны начаться как можно скорее и не позднее 1 сентября», — сказано в документе. Что касается Вашингтона, то он пожелал Киеву удачи на переговорах, но умыл руки, не взяв на себя конкретных обязательств. «Соединенные Штаты обязуются полностью поддержать эти усилия», — написано в декларации. В документе не оговариваются ни объемы будущего транзита через Украину, ни стоимость транспортировки. Можно было бы предположить, что речь идет о пролонгации действующего договора, но это маловероятно. Ведь согласно последнему контракту, заключенному в конце 2019 года, «Газпром» обязался прокачать 65 млрд кубометров газа в 2020 году и по 40 млрд кубометров в год в последующие четыре года. То есть сторонам предстоит прийти к новому, взаимовыгодному соглашению и если, например, у «Газпрома» найдется для транзита через территорию Украины 20 млрд кубов газа на 2025 год и по 10 млрд на последующие девять лет, то с формальной точки зрения Москва выполнит просьбу Берлина и Вашингтона.
Среди «пряников», обещанных Киеву, лишь намерение «поддерживать инвестиции в Зеленый фонд Украины на сумму не менее одного миллиарда долларов» и обязательство Германии внести в этот фонд первоначальный взнос в размере «не менее 175 миллионов долларов», что должно произойти «в ближайшие бюджетные годы». Однако даже получение этой незначительной суммы оговорено жесткими экологическими требованиями, внедрение которых потребует еще более серьезных денег. Киев обязуют продвигать использование возобновляемых источников энергии, развивать применение водорода, повысить энергоэффективность, ускорить отказ от угля и «способствовать углеродной нейтральности».
Вопрос отмены действующих американских санкций против «Северного потока — 2», как и мораторий на новые ограничения, в декларации не оговаривается. Однако ранее представители Белого дома утверждали, что действующие санкции не помешают достроить газопровод. Вашингтон исходя из опубликованной декларации не собирается препятствовать (при сохранении украинского транзита) введению «Северного потока — 2» в эксплуатацию. При этом остается риск, что санкции введет Конгресс США, однако не допустить этот неприятный сюрприз — забота Байдена, уже взявшего на себя определенные обязательства по отношению к Германии и России.
В Киеве решение США было воспринято как поражение, но Вашингтон поспешил урезонить украинские власти. Издание Politico со ссылкой на источники сообщило, что администрация США призвала украинские власти воздержаться от выражения недовольства переговорами Вашингтона с Берлином по поводу «Северного потока — 2». По информации издания, Вашингтон сообщил Киеву, что его комментарии на этот счет могут навредить отношениям США и Украины. Ранее Зеленский позволил себе заявить, что не видит со стороны США и Германии конкретных шагов по противодействию запуску «Северного потока — 2».
Еще одним неприятным сюрпризом для Киева стало обращение России в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) с межгосударственной жалобой против Украины. Киевским властям вменяется в вину гибель людей во время Майдана в 2014 году и военной операции на Донбассе, крушение самолета «Малайзийских авиалиний» 17 июля 2014 года (который украинские власти направили через зону боевых действий), преследование инакомыслящих и оппозиционных СМИ и дискриминация русскоязычного населения. Вряд ли стоит рассчитывать на положительное решение ЕСПЧ по этим вопросам, но Киеву (а заодно и его западным друзьям) послан четкий сигнал: время, когда украинские власти безнаказанно совершали преступления, прикрываясь «революционной необходимостью» или «российской агрессией», прошло.