Уазик, разбрызгивая грязь, вылетел из глубокой ямы и, бешено загребая грунт четырьмя колесами, пошел на штурм крутого холма. К удивлению публики, все эти трюки машина проделывает в абсолютной тишине, без рева мотора, лишь под свист трущихся о землю шин. Такую странную картину можно было наблюдать недавно на полигоне близ подмосковного Дмитрова, где Ульяновский автомобильный завод (УАЗ) представил новый электромобиль.
УАЗ в России прочно держит нишу доступных, проходимых, дешевых в обслуживании внедорожников: в списке самых продаваемых марок на российском рынке он сейчас занимает двенадцатое место с показателем 38,8 тыс. проданных автомобилей по итогам прошлого года. Впрочем, за последние семь лет продажи этой марки сократились почти на 30% (см. график). Во многом сжимающийся спрос на уазики связан с тем, что эти машины, прямо скажем, не блещут применением передовых технологий и их не без основания критикуют за архаичность конструкции. В пику таким утверждениям руководство УАЗа решило сделать шаг в сторону набирающего ход глобального тренда электрической мобильности, объявив о старте производства своей машины с электромотором.
Стоит отметить, что еще в советское время УАЗ имел опыт выпуска машин на электрическом ходу: концепт первой электрической модели под названием УАЗ-450ЭМ был разработан на заводе в 1959 году на базе «буханки» УАЗ-450 — по замыслу, эта машина предназначалась для обслуживания аэродромов. Позже появился еще ряд проектов, для разработки электромобилей на УАЗе были даже созданы конструкторский отдел электромобилей и специальная лаборатория, в 1970-е и 1980-е годы электрические УАЗы испытывали в том числе на улицах Москвы и на полигонах НАМИ.