Алкоголь победил гиг-экономику

8 ноября 2021, 00:00
URA.RU/TASS
В смутные времена инвесторы предпочитают традиционный и понятный бизнес

Неожиданные результаты сразу трех IPO российских компаний, наводят на мысль, что инвесторы начинают более трезво смотреть на цифровой бизнес, предпочитая ему бизнес понятный и реальный.

Каршеринг «Делимобиль» перенес IPO на 2022 год — известно об этом стало в тот день, когда торги должны были стартовать. Официальное объяснение — переговоры с дополнительными инвесторами. Возможно, владельцы убыточного сервиса с долгом в 22 млрд рублей (при выручке около пяти миллиардов за первое полугодие 2021 года) сумели найти стратегического инвестора: в каком-то смысле так проще для компании, у которой впереди еще значительные затраты, чем иметь розничных акционеров, которые будут ждать прибыли (подробнее о бизнесе «Делимобиля» см. «“Делимобиль”: трудности коммунистического роста», «Эксперт» № 43 за 2021 год).

Зато Mercury Retail Holding PLC, владелец сети «Красное и белое» и «Бристоль», собрал заявки, в результате чего вся компания оценена в 12–13 млрд долларов (около 900 млрд рублей). Это, конечно, не 15–20 млрд долларов, на которые акционеры Mercury Retail замахивались изначально, но тоже более чем внушительная цифра. Для сравнения: капитализация X5 Retail сейчас около 660 млрд рублей, только у нее 16,65 тыс. магазинов и она лидер российского рынка с выручкой за первое полугодие 2021-го в размере более триллиона рублей, а у Mercury Retail 14 тыс. магазинов и выручка за то же полугодие составила около 330 млрд. Видимо, инвесторы сделали ставку на более высокие темпы роста Mercury Retail и бóльшую эффективность по выручке с квадратного метра.

И у «Делимобиля», и у Mercury Retail деньги, полученные на IPO, забирали текущие акционеры, то есть это чистый cash out.

Еще одно IPO минувшей недели, сервиса объявлений о недвижимости «Циан», вроде бы дает цифровым бизнесам надежды: он разместился по верхней границе диапазона. Но пока непонятно, как на это посмотрит рынок в целом. Расписки начали торговаться только вечером 5 ноября, с открытием американских бирж. В целом ситуация у «Циана» похожа на ту, что сложилась у «Делимобиля»: убыточная компания с большим долгом, сильные конкуренты наступают на пятки, есть план стать платформой для обслуживания полного цикла подбора и покупки или аренды недвижимости, но пока 95% выручки — старомодная плата за объявления.