Книга Джеймса Гриффитса — о том, какое количество усилий тратит Китай на то, чтобы контролировать информационное пространство. Причем амбиции властей там простираются и за пределы страны: любые критические высказывания в свой адрес они считают недопустимыми и предпринимают колоссальные усилия, чтобы нейтрализовать их. Автор книги не приводит цифр, показывающих, во сколько Китаю обходится его информационная политика, но масштабы описываемых им действий производят сильное впечатление: кажется, контролируется всё. И несмотря на то, что китайский файрвол с первых дней его существования атакуют одиночки, создавая программы, позволяющие его обходить, или распространяя нежелательную информацию с помощью почтовых рассылок, файрвол стоит незыблемо и становится все более привлекательным и для других стран — как модель информационного взаимодействия со всем миром.
В этом парадокс: Китай активно присваивает себе мировой экономический и технологический опыт, сделав цифровизацию одним из основных двигателей экономики, но одновременно отгораживается от мира, заставляя информацию течь из-за рубежа тонкой струйкой. Еще один парадокс заключается в том, что китайцы, активно перемещаясь по миру и непосредственно сталкиваясь с опытом информационной свободы, не прельщаются ею, а возвратившись в свою страну, принимают информационную политику китайских властей такой, как есть. Автор оговаривается: для большинства китайцев по-прежнему существует языковой барьер — их персональный файрвол, который оберегает их в путешествиях от информационных соблазнов. Но как долго и для какого количества людей он просуществует? Удастся ли Китаю расширить свое экономическое пространство до такой степени, что и глобальное информационное пространство станет по преимуществу китайским?
Через два года или даже меньше к власти придет следующее поколение, — говорил он в 2010 году. — Они моложе, прогрессивнее, многие из них учились в Америке, работали на большие компании, возглавляли банки. Они будут более открытыми
Один из самых драматичных эпизодов, описываемых автором, — уход из Китая компании Google, после того как та потратила неимоверное количество усилий, чтобы адаптироваться к китайской информационной политике, сделала множество шагов навстречу китайским властям, которые заставили ее сходно с китайскими поисковикам цензурировать выдаваемую в ответ на запросы пользователей информацию. Google сделала все, чего от нее требовали, и поняла, что ушла слишком далеко от принципов, исповедуемых компанией. К тому же китайские власти назначили ей незавидный удел — быть лишь одним из поисковиков на территории Китая, но никогда — поисковиком номер один. Возглавляющим на тот момент компанию Сергею Брину и Ларри Пейджу эта позиция вкупе с цензурными ограничениями показалась слишком унизительной. Решение отказаться от работы в Китае для Google было, скорее, эмоциональным, хотя, если верить героям книги «Великий китайский файрвол», компания могла продолжать там работать по сей день и получать доходы.