Привычка последнего времени напевать из старого «Наутилуса» «Гудбай, Америка, о!», может, и отдает дурновкусием, но метафорически вполне годится. Символично, что великий русский «гудбай» совершается точно через сто лет после того, как от берегов Петрограда отчалил знаменитый пароход «Пруссия», получивший звание философского. Тогда Россию покинуло около ста замечательных ученых, философов и писателей. Их провожали со слезами на глазах: Россия в тот момент действительно лишилась своей гуманистической элиты. Параллели с происходящим сейчас неизбежны. Вроде бы все сходится. И в 1922-м, и в 2022-м уезжают те, кто не разделяет ценности обновленной родины, кому в России плохо, тесно и страшно, кто не может в новой реальности мужественно сказать свое слово правды. Вот только в новой истории философского парохода есть несколько больших «но», которые радикально меняют картину происходящего.
Проведем краткую ревизию. Елена Ковальская покинула пост главы Центра имени Вс. Мейерхольда, худрук Дмитрий Волкострелов уволен, музей «Гараж» объявил о своем закрытии, Миндаугас Карбаускис ушел из Театра имени Вл. Маяковского, хореограф Алексей Ратманский покинул Большой театр, перформанс «Санта-Барбара» Рагнара Кьяртанссона в ГЭС-2 закрылся, из МАМТ имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко ушел хореограф Лоран Илер, уехали Чулпан Хаматова и Лия Ахеджакова, только что Новая Третьяковка досрочно закрыла выставку New Elements: международные участники отозвали работы. Понятно, что это лишь вершина айсберга. Общее число потерь исчисляется сотнями персоналий и закрытых мероприятий.