С началом специальной военной операции на Украине российский рынок недвижимости, как и вся экономика страны, вступил в совершенно новый этап. После повышения ключевой ставки ЦБ ипотечные ставки выросли в два раза, до заградительных 22‒25% годовых, резко подорожали проектное финансирование и себестоимость строительства. Западные санкции по-новому ставят вопросы об импортозамещении в строительстве.
Девелоперы, продавцы вторичного рынка и покупатели недвижимости сейчас пытаются найти эффективные стратегии поведения в новой, крайне запутанной и неопределенной ситуации. Будут ли дешеветь квартиры? По какому сценарию пойдет развитие кризиса? Является ли российское жилье надежным защитным активом в новых условиях?
Не уверен — не продавай
Неопределенность — ключевое слово, описывающее рынок жилья в первой половине марта. Слишком много экономических, санкционных и военных новостей, слишком много изменений, невозможно строить более или менее достоверные прогнозы. В такой ситуации естественная реакция — «затаиться и ждать определенности». Иллюстрация такого подхода — ситуация на вторичном рынке Москвы. В конце февраля и начале марта чуть ли не каждая пятая согласованная сделка разрывалась: продавцы выходили из них, потому что не знали, что делать с деньгами от продажи. Нередко продавцы передумывали уже в банке во время сделки.