С XVIII съезда Компартии Китая (КПК) в ноябре 2012 года прошло уже десять лет. Эти годы не были простыми для страны, впрочем, как и для всего мира. Однако КПК под руководством Си Цзиньпина продолжила строить социализм с китайской спецификой уже в версии новой эпохи. Кроме того, в ликвидации бедности и построении среднезажиточного общества были достигнуты несомненные успехи, во всяком случае, в соответствии с формально заявленными целевыми показателями. Попробуем разобраться, чего достигли Си Цзиньпин, КПК и Китай за это время в практическом плане.
Для начала нужно отметить, что в качестве наивысшего политического принципа было утверждено отстаивание единого централизованного руководства со стороны ЦК КПК. Обосновывалось это тем, что наиважнейшим преимуществом социалистического строя с китайской спецификой является руководство со стороны КПК, что, к слову, довольно резко контрастирует с перестройкой горбачевского периода. В качестве основного алгоритма работы было установлено поступательное движение вперед при поддержании стабильности. Кроме того, планирование работы в сфере развития и безопасности происходило в едином порядке.
Общество среднего достатка
Основным противоречием китайского общества было признано противоречие между постоянно растущими потребностями народа в высоком качестве жизни и неравномерностью и неполнотой развития. Иначе говоря, даже при росте общего благосостояния, а может, как раз особенно в этом случае, не стоит забывать и о проблеме социального неравенства. Концепция построения среднезажиточного общества и должна решить эти проблемы.
Си Цзиньпин в своем докладе на XX съезде КПК в октябре 2022 года особо подчеркнул победу над бедностью в Китае. Эта победа была достигнута благодаря адресной помощи нуждающимся, различным программам профессионального образования, развития систем трудоустройства и многим другим мерам, причем основное внимание уделяется сельским и наиболее бедным районам. По словам Си Цзиньпина, «ярлык бедности» был окончательно снят с 832 уездов, приблизительно 100 млн сельских жителей избавлены от нищеты, более 9,6 млн человек переселены из бедных районов в обеспеченные.
Тут стоит добавить, что, по данным Национального бюро статистики Китая, средние темпы роста среднедушевого располагаемого дохода в номинальном выражении в 2013‒2022 годах в Китае составляли 6,56%, и это с учетом «кризисных» лет — 2020-го (+2,1%) и 2022-го (+3,2%). В итоге среднедушевой располагаемый доход в Китае с 16,5 тыс. юаней (около 2,6 тыс. долларов) в 2012 году вырос до 35,1 тыс. юаней (около 5,5 тыс. долларов) в 2021 году. В реальном выражении доход за 2021 год на 8,1% больше, чем в 2020 году.
При этом располагаемый доход в 2021 году в городах составил 47,4 тыс. юаней (+7,1%), а в сельской местности всего 18,9 тыс. юаней (+9,7). Стоит отметить, что доля городского населения в Китае (коэффициент урбанизации) за десять лет повысилась на 11,6 п. п. и достигла 64,7%. Дорога впереди еще длинная, но более высокие темпы роста дохода в сельской местности и рост доли городского населения говорят о движении в правильном направлении.
Очередной шаг вперед
Прошедшие десять лет Китай проводил структурные реформы в так называемой сфере предложения, был также разработан ряд стратегий регионального развития. Под реформами в сфере предложения имеется в виду стимулирование ликвидации отсталых и избыточных производств, а также поощрение инноваций. Что касается регионов, то Китай прикладывает большие усилия для ликвидации диспропорций в их развитии. В частности, большое внимание уделяется развитию западных провинций.
В результате ВВП Китая вырос с 54 трлн юаней в 2012 году (8,53 трлн долларов США) до 114 трлн юаней в 2021-м (17,73 трлн долларов). Прирост ВВП Китая в 2021 году составил 8,1%, 5,1% в среднем за два года, что более показательно, так как снимает влияние провала 2020 года и, соответственно, восстановительного роста (эффекта низкой базы) в 2021 году. В итоге доля экономики Китая в мировой экономике в 2021 году достигла 18,5%, прирост по сравнению с 2012 годом составил 7,2 п. п. ВВП на душу населения увеличился с 39,8 тыс. юаней (6,3 тыс. долларов) до 81 тыс. юаней (12,5 тыс. долларов).
Стоит отметить, что по общему объему производства зерновых Китай закрепился на первом месте в мире. Кроме того, Китай неизменно лидирует в мире по масштабу обрабатывающей промышленности и объему валютных резервов. Продолжаются вложения в транспортную инфраструктуру, строятся автомобильные и высокоскоростные железные дороги, порты, аэропорты, не забывают и про энергетическую, гидротехническую и информационную инфраструктуру.
Общий объем расходов на НИОКР в Китае вырос за десять лет с 1 трлн до 2,8 трлн юаней (второе место в мире в денежном выражении, первое по числу занятого в НИОКР персонала). От суперкомпьютеров и технологий искусственного интеллекта до полетов к Луне и погружения в морские глубины — у Китая появились достижения во всех областях. По словам Си Цзиньпина, Китай вошел в число государств инновационного типа.
Один пояс — один путь
Одним из важных направлений стратегии развития Китая было создание целой сети глобально ориентированных зон свободной торговли, включая 21 пилотную зону свободной торговли, которые ориентированы на инновационное развитие, и Хайнаньский порт свободной торговли. В Китае также подчеркивают, что продвигаемый проект «Один пояс — один путь» станет площадкой для международного сотрудничества. Правда, в последнее время этот проект столкнулся с большими сложностями в Прибалтике и на Украине.
Однако Китай уже является главным торговым партнером более чем для 140 стран и регионов и занял первое место в мире по совокупному товарообороту. Кроме того, Китай остается одним из лидеров как по привлечению иностранных инвестиций, так и по исходящим инвестиционным потокам.
По данным Всемирного банка, Китай переместился со второго места по балансу входящих инвестиций (1970‒2012 гг.) на первое место (1970‒2020 гг.), и с седьмого места (1970‒2012 гг.) на третье (1970‒2020 гг.) по балансу исходящих инвестиций. Стоит отметить, что помимо материкового Китая в рейтинге исходящих инвестиций отдельно значится Гонконг (специальный административный район Сянган) — на пятом и седьмом месте соответственно. Так что если учесть, что Гонконг выполняет роль офшора для китайских компаний, то показатели исходящих инвестиций для Китая фактически еще выше.
Социальная политика
Не забывали в Китае и о социальной политике. В результате средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла с 74,8 года в 2010 году (Национальное бюро статистики Китая) до 78,2 года (доклад Си Цзиньпина на XX съезде КПК в 2022 году). Стоит напомнить, что ранее Китай не мог похвастаться всеобъемлющим пенсионным обеспечением: у основной части населения привычные нам пенсии отсутствовали. Но к XX съезду КПК уже 1,04 млрд человек были охвачены базовым страхованием по старости, при этом коэффициент участия в базовом медицинском страховании стабилизировался на уровне 95%.
Кроме того, были реконструированы более 42 млн квартир в барачных кварталах, перестроено аварийное жилье более чем для 24 млн сельских семей. Что интересно, в Китае доступ к интернету тоже причисляют к социальным благам и докладывают о том, что число пользователей интернета достигло 1,03 млрд человек.
Стоит отметить и успехи в борьбе за экологию. Фактически в Китае объявили «войну за чистое небо». В запретную для загрязнений зону помимо Пекина, Тяньцзиня и Хэбэя с прилегающими районами попали дельта реки Янцзы и равнины Янь, а в части провинций начали реализовываться региональные экологические проекты. «Небо нашей Родины стало более голубым, горы — более зелеными, а вода — более чистой», — сказал в своем докладе Си Цзиньпин.
Вопросы безопасности
В Китае официально утверждается, что «боеспособность — это единственный и основной критерий». Для реализации этого принципа была «углублена» реформа национальной обороны и вооруженных сил: были реорганизованы система руководства и командования армией, система современных вооруженных сил и система военных установок, ускорены темпы модернизации национальной обороны и вооруженных сил. А число военных, состоящих на действительной службе, было сокращено на 300 тыс. человек. При этом, напомнив об уроках компартии СССР, Си Цзиньпин сохранил контроль над армией за КПК Китая.
К вопросам внутренней безопасности можно отнести и взаимоотношения с особыми регионами. Напомним, что принцип «одна страна — две системы», относится не только к Тайваню, но и к Гонконгу и Макао. Как объяснил Си Цзиньпин, этот принцип предполагает высокую степень самоуправления по принципу «Сянганом (Гонконг. — “Эксперт”) управляют сами сянганцы» и «Аомэнем (Макао. — “Эксперт”) управляют сами аомэньцы». Именно в этом ключе Китай проводит политику в уже воссоединенных специальных административных районах. В результате без внешнего вмешательства активно протестуют только совсем маргинальные группировки, не обладающие массовой поддержкой основного населения этих регионов.
Что касается реформ в самой КПК, то по этому направлению тоже была проведена большая работа. Главным принципом реформирования партии было всестороннее устрожение внутрипартийного управления. Особое внимание уделялось политическим критериям при подборе и назначении на должность кадров. Было усилено политическое инспектирование, сформирована система внутрипартийных правовых норм. Фактически была создана система для контроля за соблюдением строгой партийной дисциплины и этики. А чтобы побороть менталитет «привилегированного положения», Си Цзиньпин развернул успешную борьбу с коррупцией как среди партийных членов, так и в государстве.
Конечно, все эти успехи не означают, что перед руководством Китая больше не стоят серьезные вызовы. Да, бедность побеждена, но она побеждена на уровне бедности стран третьего мира. Победу над бедностью в понимании ведущих стран еще предстоит одержать. Для второй, а по некоторым показателям и первой экономики мира такая постановка вопроса более правильна.
Кроме того, все еще сохраняется разрыв в развитии города и села. Не до конца решена проблема неравномерного развития регионов. Остро стоят и некоторые социальные вопросы. Кроме того, как отметил сам Си Цзиньпин, инновационный потенциал Китая остается невысоким; для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, надежности производственных цепочек и цепочек поставок, а также для предотвращения финансовых рисков требуется решить многие серьезные проблемы.
Однако динамика, с которой развивался Китай последние десять лет, показывает, что у страны есть все возможности, чтобы ответить и на эти вызовы.
Статья представляет только мнение автора