Прошлый год стал одним из худших в истории отечественного проката. Совокупные кассовые сборы российских кинотеатров, под данным Фонда кино, составили 23,7 млрд рублей, на 17,1 млрд меньше, чем в 2021 году. Причина резкого падения — отказ ведущих мировых кинокомпаний от проката своих фильмов на территории России. Отечественным проектам неожиданно пришлось конкурировать за зрителя в основном между собой, однако восполнить дефицит голливудских блокбастеров им не удалось. Кассовые сборы начала этого года еще не позволяют говорить, что ситуация принципиально изменилась, но выглядят они по меньшей мере многообещающими.
«Чебурашка»
Главная премьера этого года уже состоялась. Первого января кинопрокатчики получили в свое распоряжении хит, который привел в кинотеатры миллионы зрителей. По данным ЕАИС, на 17 января количество проданных билетов на фильм Дмитрия Дьяченко «Чебурашка» достигло 13,607 млн. Это новый рекорд отечественного кинопроката; прежний принадлежал «Аватару» Джеймса Кэмерона, на который в 2009 году было продано 13,466 млн билетов. Вообще же рекордов у «Чебурашки» несколько. Сначала фильм собрал миллиард рублей всего за три дня, потом стал победителем традиционной новогодней битвы кинопроектов (в этом году она проходила без участия голливудской продукции), получив около 70% от общей кассы, а на третью неделю показов впервые в отечественном кинопрокате преодолел планку кассовых сборов в четыре миллиарда рублей. И при этом «Чебурашка» еще не исчерпал свой потенциал. Аналитики прогнозируют, что итоговая сумма может превысить пять миллиардов.
Иван Кудрявцев, глава отборочного комитета ММКФ и директор по киноканалам медиахолдинга «Цифровое телевидение», в интервью «Эксперту» так объяснил экстраординарный для отечественного кинематографа и кинопроката результат: «Чебурашку знают и любят столько поколений, что представить себе лояльную аудиторию шире этой просто невозможно. Но это лишь, как говорят маркетологи, осведомленность о бренде. Когда вокруг столько “ловушек внимания”, зритель раздражается, если повод обратить внимание — с виду веский и почти сакральный — на деле оказывается пустым. “Чебурашка” не подвел именно в этом. Выделив фильму огромный кредит доверия, зритель вернул его с процентами. Сюжет, сам персонаж, блестящий актерский ансамбль с Гармашом, Яковлевой и Добронравовым, превосходный баланс смешного и сентиментального — все это превзошло ожидания зрителя, а его реакция — ожидания рынка. Успех нарастал лавинообразно. Налицо эталонный проект, и индустрии срочно требуются похожие».