Сегодня мы являемся свидетелями возвращения плановых начал в управлении экономикой в ряде стран мира. О чем именно идет речь? Уж точно не о том, что раньше называлось централизованным планированием, квинтэссенцией которого был советский Госплан. Но после Второй мировой войны был и другой тип планирования, различные вариации которого мы видели во Франции, Японии, Индии, а также в Италии, Нидерландах, Бельгии, Южной Корее и Малайзии.
Почему сегодня планирование вновь становится актуальным? Может ли оно стать адекватным ответом на проблемы экономического развития России в нынешние непростые времена?
Мы попробуем дать свою версию ответов на эти вопросы.
Зачем планировать
В России дискуссия об экономическом планировании завязалась с новой силой в 2018 году — застрельщиком был академик Виктор Полтерович в своем докладе на научной конференции. На этой конференции, организованной НИУ ВШЭ и состоявшейся в апреле 2018 года, г-н Полтерович настаивал на том, что необходимо координировать работу различных государственных органов, и это подразумевает создание планового органа**. В разгар кризиса, вызванного пандемией COVID-19, и в контексте климатического кризиса дискуссия о возрождении планирования началась и на Западе, в частности во Франции. Можно назвать как минимум четыре причины, которые заставляют вспомнить о необходимости планирования.