Возможен ли кратный рост бизнеса в условиях экономических санкций, объявленных России? Всякое бывает, скажет оптимист, памятуя, что экономика в целом достойно пережила прошлогодний «девятый вал», порвавший в клочья ориентированную на Запад логистическую и коммерческую инфраструктуру, и что некоторым компаниям подфартило за счет самовысвободившегося спроса после ухода с российского рынка части ТНК. Однако специалисты по бизнес-стратегиям уверены, что взрывной рост продаж на фоне кризиса может и должен быть результатом планирования. Это подтверждает и опыт реальных игроков, о котором «Эксперту» рассказал Роман Копосов, ведущий аналитик, руководитель направления «Стратегическое планирование» ГК «Институт тренинга — АРБ Про».
— Роман, что происходит со стратегиями компаний в кризис, подобный нынешнему, глобально-санкционному?
— Влияние кризиса на стратегию компании зависит от того, что, собственно, в этой компании понимают под стратегией. Стратегия — это образ будущего, и стратегическое планирование — это понимание того, как мы к этому образу будущего должны прийти. Кто-то под стратегическим планированием подразумевает план на два-три года. Мы всегда подразумеваем два горизонта — ближний, на один-два года, и дальний, на 8‒15 лет. Учет длинных трендов, не только на уровне России, но и на мировом уровне, — одна из важных составляющих стратегии.