Компания «Черноголовка» — один из лидеров отрасли безалкогольных напитков с долей рынка 8,5% и объемом выпуска до 500 млн литров в год — могла бы сегодня строить очередное предприятие в родной Московской области, расширять производство в Краснодарском крае и рассматривать проект нового завода в Поволжье, уверенно тесня лидеров рынка Coca-Cola (39%) и PepsiCo (22%). Увы, осенью прошлого года этот сценарий был поставлен на паузу. ГК «Черноголовка» заморозила планировавшиеся инвестиции в строительство в объеме 5 млрд рублей, хотя еще весной и летом тема нарастающей конкуренции с иностранными брендами безалкогольных напитков активно обсуждалась в отрасли. Причина — принятие Госдумой в октябре закона об акцизе на напитки, содержащие сахар, сахарный сироп или мед, — 7 рублей за литр. В компании подсчитали, что такой налог на напитки, составляющие основу ассортимента, приведет к росту цен и сокращению производства на 20%.
Но возник новый вектор приложения сил российского газировщика: расширение выпуска продуктов питания. Неделю назад американская компания Kraft Heinz объявила, что продает ГК «Черноголовка» бизнес по производству детского питания в России — две площадки, в Иванове и Ставропольском крае, где выпускается продукция под торговыми марками «Умница» и «Сами с усами», а также право пользоваться в переходном периоде брендом Heinz Baby. И? как оказалось, это не единственное направление, в котором «Черноголовка» наращивает свои пищевые активы. Еще в декабре договор купли-продажи был подписан с другой американской компанией — производителем готовых завтраков, печенья и крекеров Kellogg, которая покидает Россию и расстается с брендами «Любятово», Unicorn, Dinosaurs, ChocoZavr и Extra.
Говорить о передаче бизнеса еще рано: сначала нужно получить разрешение на сделки с юрлицами недружественных стран, которое выдается подкомиссией по иностранным инвестициям Минфина. Ориентировочно решение будет принято к лету либо к осени. По мнению генерального директора аналитического агентства INFOLine Ивана Федякова, у регулятора вопросов возникнуть не должно, поскольку монополистом в результате сделок «Черноголовка» не станет. Что касается стоимости приобретаемых активов, то сделки, вероятно, пройдут с дисконтом, тем более что бренды «Умница» и «Сами с усами» компании Kraft Heinz являются местными, не международными. То же касается и марки «Любятово», которая создавалась компанией Kellogg специально для российского рынка. В самой Kraft Heinz предварительную сумму сделки называют в районе 2,5–3 млрд рублей, а возможная стоимость Kellogg оценивается экспертами в 6–6,5 млрд.