ИТ: «Яндекс» запускает производство серверов в Рязани

8 мая 2023, 00:00

OpenYard — так называется новая марка серверов, которые «Яндекс» начинает производить в Рязани. Здесь завершено строительство завода по выпуску вычислительной техники. Его российский хайтек-гигант возвел в сотрудничестве с отечественной ИТ-компанией ЛАНИТ, а также с крупным тайваньским производителем системных плат, видеокарт и другой компьютерной техники Gigabyte. Пока стороны официально не раскрывают объемы инвестиций в проект и производственные планы, но известно, что новое предприятие будет выпускать значительные объемы серверного оборудования.

ЕВГЕНИЙ ЛЕОНОВ/ТАСС
Рязань: от грибов с глазами до серверов
Читайте Monocle.ru в

Старт строительства завода «Яндекса» в Рязани объявили еще до начала СВО, два года назад, в июне 2021-го. Тогда договор об этом был подписан в рамках Петербургского международного экономического форума. Роли в проекте распределили следующим образом: «Яндекс» и Gigabyte должны предоставить патенты, технологии и собственные разработки для выпуска серверов, а ЛАНИТ берет на себя дистрибуцию, сервисные центры и обслуживание новой продукции.

Обострение геополитической обстановки и санкции не повлияли на реализацию проекта, и пока тайваньский партнер от него не отказался, хотя и предпочитает лишний раз не афишировать свое участие. Публично не сообщается, какой окажется доля локализации нового оборудования; ранее представители «Яндекса» говорили о присутствии в нем собственных технологий и ноу-хау. «Судя по доступной на текущий момент информации о новых серверах, ноу-хау российской стороны лежит в опыте компании “Яндекс” по использованию серверного оборудования в дата-центрах без активного охлаждения. Возможность серверов работать в горячих помещениях позволяет сэкономить на энергопотреблении системы охлаждения, повышая энергоэффективность дата-центра», — комментирует Василий Белов, исполнительный директор российской ИТ-компании Itglobal.com.

Одновременно в компании рассчитывают заявить серверы OpenYard для включения их в реестр Минпромторга России, чтобы получить право участвовать в госзакупках. А в будущем производитель ставит перед собой задачу завоевать порядка 10% всего российского рынка серверов, который оценивается как очень перспективный. В мире и в России стремительно растут объемы цифровой информации, для хранения и обработки которой необходимо все больше серверного оборудования. По данным iKS-Consulting, в 2022 году количество введенных в эксплуатацию серверных стойко-мест в российских дата-центрах увеличилось почти на 11%, достигнув 58,3 тыс. единиц. А в текущем году этот показатель предположительно вырастет еще минимум на 8%, ориентировочно до 63 тыс. единиц.

Будущее нового предприятия определяется прежде всего тем, сможет ли оно противостоять санкционному давлению, не испугаются ли зарубежные партнеры вторичных американских санкций. «Очевидно, что какая-то часть комплектующих и производственного оборудования нового завода будет в любом случае импортироваться, так что говорить, что проект на сто процентов защищен от санкций, вряд ли возможно», — считает Андрей Коваленко, технический директор и сооснователь российской телекоммуникационной компании Voximplant. «Санкции, конечно, могут оказать определенное влияние, но, как мы видим на примере других производителей, оно не будет фатальным: возможно, несколько усложнятся процессы и повысится стоимость комплектующих, — полагает Андрей Гук, генеральный директор ИТ-компании “Обит”. — После передачи прав на интеллектуальную собственность от тайваньского партнера никакие действия в отношении него не смогут повлиять на локальное производство».

Одновременно успех продукции OpenYard будет зависеть от правильно выбранной маркетинговой стратегии. «Что касается конкурентоспособности новых серверов, то все зависит от их цены, — полагает Андрей Коваленко. — Первое время, конечно, придется демпинговать, поскольку, несмотря на санкции, возможность купить серверное оборудование есть и сейчас, как в России, так и за пределами страны. Новый же бренд и новое производство — это, так или иначе, риск для клиентов. Выбор очень неоднозначный: купить что-то проверенное по параллельному импорту, но без гарантии или что-то не до конца оттестированное, но уже с гарантией производителя».