Колесо или гусеница? В каждом виде внедорожной техники (вездеходы, танки, бульдозеры) ответ разный и не всегда однозначный. В мировом сельскохозяйственном тракторостроении к 1980-м гусеничный ход был почти полностью вытеснен колесным. Слишком уж сильно классическая гусеничная система нарушала структуру почвы, а с ростом скоростей и энерговооруженности сельхозтехники гусеницы в буквальном смысле рвали землю.
Но главное преимущество гусеничной машины, а именно возможность работать на влажных почвах (скажем, на предпосевной обработке), позволяющая увеличить срок сельхозработ, никуда не делось. Это и создало к 1990-м годам предпосылки для настоящей революции: появлению треугольных движителей (часто устанавливавшихся вместо колес) с резиновыми гусеницами, армированных стальными тросами и закладными элементами. Решение дорогое: тяжелый гусеничный трактор стоит примерно на 100 тыс. долларов дороже колесного аналога ввиду сложности и высокотехнологичности такой гусеницы, которая к тому же быстро изнашивается при эксплуатации на твердом покрытии, например при перегоне техники.
Но незаменимость этого решения в российских агротехнических реалиях, когда весенние дожди непредсказуемы, а с ними и время начала посевной, заставила ввозить такие тракторы и подержанными, и новыми. И даже подвигла отечественных производителей — «Ростсельмаш» и Петербургский тракторный завод — к разработкам такой техники. К сожалению, не добравшейся до полей, в том числе по причине использования иностранных комплектующих, в первую очередь самих гусениц. Последние могут стать и вовсе недоступными по причине новых волн эмбарго. Что критично для многих хозяйств: доля «гусок» в российском парке тяжелых сельскохозяйственных тракторов, по разным оценкам, колеблется от 10 до 15%, а ресурс гусеничных лент даже при бережной эксплуатации — в среднем те же 3000 моточасов, что и у колесных покрышек.
Эта угроза стала новой возможностью для курского НПО «Композит», более тридцати лет выпускающего изделия принципиально похожей конструкции для снегоходов и промышленных тракторов. Причем все эти годы он делает ставку не на «импортозамещение», а на конкуренцию с лидерами отрасли на всех рынках, включая внешние. В частности, снегоходные гусеницы еще недавно активно завоевывали американский рынок, и жители Нового Света отмечали, что при прочих равных, их износостойкость выше по сравнению с местными аналогами. А отечественные производители снегоходов, даже отмечая недостатки курских изделий, каждый раз оговаривались: на «Композите» умеют слушать рынок и делать правильные выводы.