В начале июля в Германии случился национальный праздник: впервые за несколько месяцев установились отрицательные цены на электроэнергию на оптовом рынке. В стране, уже полтора года сидящей на крайне скудном энергетическом пайке, этот прецедент вызвал шквал бравурных публикаций, намекающих на разрешение энергетического кризиса.
Согласно данным биржи EPEX Spot SE, из-за солнечной и ветреной погоды выработка электричества в стране превысила ее потребности. Впрочем, для конечного розничного потребителя все это мало что значит: цена киловатт-часа как была одной из самых высоких в мире, так и останется, а для электроэнергетики любые экстремальные отклонения цен свидетельствуют, скорее, о нарастающих дисбалансах, а не о наступающей эпохе коммунизма с бесплатным электричеством.
Электроэнергетика — базовая инфраструктурная отрасль любой экономики. Как для любой инфраструктурной отрасли, здесь приоритетны стабильность и предсказуемость, в том числе экономическая. Она важна как потребителю, строящему завод в надежде проработать десятилетия, так и производителю: ТЭС или АЭС — это сложный технологический и капиталоемкий объект, их владельцы должны понимать, как это хозяйство содержать и, желательно, как его окупить.
Особенность электроэнергетики как экономической отрасли в том, что в структуре издержек доминируют постоянные расходы. В зависимости от вида генерации они варьируются от 50 до 90%. В экономике каждой конкретной электроэнергетической компании не важно, работает у вас чайник на кухне или нет, ее энергоблок ежедневно стоит в горячем резерве в ожидании, когда этот чайник будет включен. Если чайник так и не включили, оператору станции все равно необходимо начислить амортизацию, выплатить зарплату, отремонтировать оборудование. Энергетической инфраструктуры много — для Германии это сотни тысяч генераторов, подстанций, почти два миллиона километров сетей. Все это хозяйство нужно обслуживать, платить проценты по кредитам, налоги. Но самое важное — оно должно приносить прибыль. В «идеальной» инфраструктурной отрасли не может быть сверхприбыли, но и не бывает убытков. Отрицательные цены на электроэнергию и прибыль — это антонимы. Чтобы компенсировать июльский провал цен, уже в августе цена должна быть в два раза выше.