Дискуссия, спровоцированная его речью в стенах Госдумы, продемонстрировала не только очевидное незнание чиновниками реалий, в которых живут российские граждане, но и отсутствие плана реализации важных задач и невозможность обеспечить синхронную работу разных ведомств.
К первому мы привыкли, но со вторым надо что-то делать. Потому что если за демографию у нас будет отвечать исключительно Минздрав, то решать проблемы мы станем исключительно с медицинской точки зрения. А ведь корни низкой рождаемости кроются в другом.
«Совершенно порочная практика сформировалась в обществе. Когда появилось убеждение, что женщина должна сначала получить образование, сделать карьеру, обеспечить себе материальную базу, а только потом озаботиться деторождением», — сказал министр. Он также добавил, что из-за откладывания беременности возникают проблемы со здоровьем: бесплодие, выкидыши, потребность в ЭКО. Чем раньше женщина родит, тем лучше для ее здоровья, для здоровья детей и ее карьеры, говорит Мурашко.
Несоответствие того, как все выглядит в чиновничьих презентациях, и того, с чем сталкиваются граждане на практике, проявляется в том, что абсолютно верные по сути слова министра Мурашко как врача оказались похоронены под тоннами сарказма и негативных комментариев. Причем речь идет не только о язвительных колкостях в интернете от обывателей, но и об оценках экспертов.
Как акушер-гинеколог и доктор медицинских наук, Михаил Альбертович полностью прав, рассуждая о позднем материнстве. Но в своей речи министр, возможно сам того не осознавая, описал ключевой фактор, который и заставляет молодых женщин отказываться от деторождения: женщина, по сути, остается со своими проблемами совершенно одна и рассчитывать ей не на кого.
Заметьте: Мурашко говорил лишь о женщине, но не упомянул мужчину. Где его роль в демографических процессах? И как вышло, что в таком важном деле россиянки обречены рассчитывать лишь на самих себя, на собственные силы и на свою зарплату?
Действительно, одна из важных причин того, что женщины решаются на аборт, — невозможность материально обеспечить ребенка. Средняя номинальная зарплата в стране, по данным Росстата, составляет 71,3 тыс. рублей, медианная по итогам 2022 года — 40 тыс., причем женщины почти во всех исследованных отраслях получают чуть меньше, чем мужчины.
Чтобы женщина могла, не думая о зарплате, посвятить себя материнству и родить хотя бы троих детей, как мечтают чиновники, было бы логично, чтобы мужчина получал зарплату вдвое, а то и втрое больше, чем она, тогда он сможет обеспечить одной своей зарплатой всю семью. Сейчас это невозможно. Работать вынуждены оба родителя, и даже двух зарплат порой бывает недостаточно. И то когда родителей двое. А ведь если верить статистике, 4,85 млн семей (31,3%) — это семьи, где у детей есть только мама.
Сетуя на то, что россиянки ориентируются на карьеру, министр здравоохранения скорее всего не знает, какие изменения произошли в законодательстве по поводу так называемых декретных выплат, поскольку отвечает за это не Минздрав, а другое ведомство. Но в таком случае неплохо бы поинтересоваться у коллег и узнать, что с недавних пор пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком за некоторыми исключениями положены только работающим женщинам. Вот и выходит, что сперва все же карьера и стабильный заработок, причем вне зависимости от того, есть у женщины опора в виде мужчины или нет. А ребенок как-нибудь потом.
Рассчитывать на помощь бабушек и дедушек, которые могли бы помочь с внуками, тоже не приходится, поскольку они, как нам доходчиво объяснили, повысив пенсионный возраст, должны продолжать вносить вклад в экономику. Вот и получается, что молодая женщина в таком важном вопросе не может рассчитывать ни на мужчину, ни на старшее поколение, ни на государство.
Если среди факторов, влияющих на деторождение, рассматривать также жилищный вопрос, то все еще печальнее. При нынешней стоимости жилья в России среднестатистическая молодая семья может рассчитывать в лучшем случае на студию в ипотеку на 30 лет. Многочисленные программы льготных ипотек, субсидий и проч. работают с большим количеством ограничений и условий и подходят не всем семьям и не в каждом регионе.
В таком случае к решению демографических проблем необходимо привлекать Минстрой России и попробовать для начала узнать, каково соотношение малогабаритных квартир-студий и трех-четырехкомнатных квартир, подходящих для больших семей, в строящихся ныне жилых комплексах (вопрос доступности таких квартир опустим).
Призывать россиянок рожать и одновременно сокращать социальные программы, «оптимизировать» услуги для населения, тормозить программы действительно доступного жилья — так никакого улучшения демографии не получится. Сперва все-таки лужайка, и отвечать за нее должны все ведомства, вместе и согласованно. А уж с зайками женщины сами разберутся.