Колумбы от угля ищут пути в Индию

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги «Монокль»
21 августа 2023, 00:00

Российский углепром резко перестраивает логистические маршруты, ищет новые рынки сбыта и восстанавливает объемы добычи

АРТЕМ ГЕОДАКЯН/ТАСС

Российские угольщики продолжают смотреть вперед и развивать стратегически важные направления — строить новую логистическую инфраструктуру в отдаленных и малообжитых регионах нашей страны, осваивать новые месторождения, искать новые рынки сбыта

Российская угольная промышленность продолжает находиться в эпицентре экономического давления на Россию. Остро ощущается нехватка запасных частей для добычного оборудования, сохраняются проблемы с железнодорожной логистикой, фрахтом и финансовой инфраструктурой, обеспечивающей экспортные продажи. Ситуация усложнилась значительным снижением цен на уголь в основных мировых импортных хабах и сохраняющимися дисконтами на российский уголь.

И тем не менее пока все эти сложности не мешают российским угольным компаниям наращивать экспорт, хотя финансовые результаты, производное от цен на уголь, заметно снизились по сравнению с прошлым годом. Российские угольщики продолжают смотреть вперед и развивать стратегически важные направления — строить новую логистическую инфраструктуру в отдаленных и малообжитых регионах нашей страны, осваивать новые месторождения, искать новые рынки сбыта.

Неработающие санкции

Цены на энергетический уголь на мировых биржах вернулись на уровни до начала СВО и в июле этого года котировались в европейских портах на уровне около 120 долларов за тонну. Впрочем, российский уголь после введения эмбарго на него странами Европы торгуется с дисконтом к аналогам из других стран — Австралии, Колумбии, Индонезии. Помогают и проблемы у конкурентов. ЮАР, например, была вынуждена ограничить экспорт из-за проблем с электричеством, чем активно пользуются российские углетрейдеры.

В черноморских портах цены на российский уголь составляют около 80 долларов за тонну. Дисконты к мировым ценам ощутимые и для российских угольщиков вынужденные. Компании ищут новые рынки сбыта, а учитывая масштабы деятельности российской угледобычи и сжатые сроки происходящих изменений, сделать это не так просто. Новые параметры отрасли и маркетинг российского угля за последний год сложились, а обвала отрасли не произошло. Начинается новый созидательный процесс.

За первое полугодие 2023 года, по данным Platts, экспорт российского угля вырос на 7,4% в годовом выражении, до 100,1 млн тонн. Основной покупатель российского угля — Китай, туда уходит каждая четвертая тонна российского экспортного угля. Заметным покупателем стала Индия, покупающая каждую седьмую тонну: рост по сравнению с прошлым годом в три раза. Кроме того, в четверке крупнейших покупателей Турция и ОАЭ. Эти страны во многом реэкспортеры, потенциально перепродающие российское топливо на санкционные рынки.

Турция и ОАЭ отчасти смогли компенсировать просадку не только традиционных европейских рынков сбыта, но и такие направления экспорта, как Япония и Южная Корея. Эти страны, с разной скоростью и темпами, стараются снизить зависимость от поставок из России. Особенно сложно с Японией. В 2021 году российский экспорт угля в эту страну, по данным портала Statista, составил около 22 млн тонн. Но импорт угля из России в Японию начал падать с середины 2022 года и в феврале 2023-го рухнул почти до нуля. Покупатели из Южной Кореи сохраняют деловые отношения с российскими угольщиками, однако постепенно масштабы деятельности и тут сокращаются.

Едем в АТР

В прошлом году российская угольная отрасль оказалась в авангарде экономических ограничений, введенных странами Запада. Десятилетиями выстраиваемые схемы торговли и логистики пришлось менять буквально в считаные дни. Безусловно, это привело к значительным потрясениям в углепроме, однако за счет своей эффективности и гибкости он выстоял и теперь даже в условиях жесточайшей фрагментации экспортных рынков ухитряется наращивать масштабы деятельности.

«Отечественные угольные компании смогли оперативно пересмотреть свою экспортную политику, оптимизировать подходы и адаптироваться к новым реалиям», — отметил профильный вице-премьер Александр Новак в своей статье, опубликованной в журнале «Энергетическая политика».

Несмотря на то что крупные экспортные рынки закрылись, в 2022 году в России было добыто 443,6 млн тонн угля, «чуть больше показателей 2021 года», сообщил Новак. По итогам прошлого года экспорт российского угля снизился на 7,5%, до 210,9 млн тонн, поставки на внутренний рынок при этом выросли.

Вице-премьер в своей статье отметил и основные направления развития: дальнейшая переориентация экспорта российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Для этого модернизируется Восточный полигон железных дорог, что должно привести к увеличению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей на экспорт до 180 млн тонн в год, со 144 млн тонн в 2021 году. Однако, очевидно, этого мало.

Новый путь

Пропускной способности Восточного полигона российскому углю недостаточно. Поэтому российские угольщики для наращивания экспорта выстраивают различные альтернативные логистические схемы. Так, чтобы вывести на рынок уголь Эльгинского месторождения, ведется строительство железнодорожной ветки Эльга — Чумикан от Эльгинского месторождения в Якутии к побережью Охотского моря. Это, по прогнозам вице-премьера, обеспечит дополнительный объем отгрузок угля до 10 млн тонн в год в 2025 году и до 30 млн тонн в год в 2030-м. Развитие Эльгинского угольного комплекса приведет к увеличению добычи до 50 млн тонн, пишет Новак. В 2022 году на комплексе было добыто 20 млн тонн угля. Проектируется разработка и развитие ряда новых месторождений, строительство и реконструкция электростанций.

Отдельное, пока еще осторожное и экспериментальное направление развития для логистики отечественного угля — Северный морской путь. Здесь можно выделить два вектора. Первый — добыча угля в Арктике. В частности, на это делает ставку компания АЕОН Романа Троценко. В этом году на Сырадасайском месторождении (полуостров Таймыр) компании «Северная звезда» началась промышленная добыча угля, продукция поставляется в Китай. Пока масштабы деятельности небольшие, лишь десятки тысяч тонн, однако сам факт начала промышленной эксплуатации месторождения в тяжелых условиях Арктики — большой прорыв. Тяжелые условия добычи и ее дороговизна здесь нивелируются высоким качеством угля, его добычей в разрезах и близостью месторождения к порту отгрузки — Енисею.

Второе важное направление развития логистики угля по СМП ― его транспортировка с Кузбасса с перевалкой в Лесосибирске по реке Енисей, с выходом в порты СМП и дальнейшей транспортировкой в страны АТР. В навигацию 2023 года экспериментальный рейс не состоялся — помешала ценовая конъюнктура. Однако в навигацию следующего года российские угольщики могут начать прорабатывать новый маршрут — через великие Сибирские реки на Севморпуть.

Предпосылок для этого несколько. Во-первых, в летнюю навигацию 2023 года по СМП из портов Балтики начали перевозить нефть российские нефтяники. До конца года они планируют провести несколько рейсов по СМП. Эти рейсы важны тем, что они дадут представление о коммерческой эффективности маршрута: покажут проблемные места такой перевозки, дадут понимание экономики и сроков.

Во-вторых, в следующем году в восточной части СМП начнется круглогодичная навигация: новые ледоколы «Атомфлота» позволят транспортировать СПГ с нового проекта «НоваТЭКа» в страны АТР в круглогодичном режиме. Это, в свою очередь, создаст базовую инфраструктуру и для других коммерческих рейсов по СМП.