Аукционы по размещению ОФЗ 6 сентября провалились. Минфин России собирался разместить выпуски ОФЗ-ПД серии 26241 (ставка 9,5%) с погашением в 2032 году и ОФЗ-ИН (индексируемый номинал) со ставкой 2,5% и с погашением в 2033-м. Однако заявок по приемлемым для Минфина ценам и ставкам участники аукционов не дали.
Похоже, сейчас кредитные организации, как раз и являющиеся покупателями на первичных аукционах, хотят доходность побольше — процент, близкий к ключевой ставке, которая сегодня составляет 12% и может быть в скором времени увеличена до 13%, а то и выше, судя по намекам ЦБ и ожиданиям рынка. «Повышение неопределенности относительно дальнейшей денежно-кредитной политики негативно повлияло на интерес инвесторов к долгосрочным ОФЗ-ПД, и инвесторы потребовали более высокую “премию” на сегодняшнем аукционе», — сухо описывают ситуацию аналитики БК «Регион».
По сути, именно крупные банки, которые являются основными покупателями ОФЗ, диктуют Минфину, какой уровень доходности необходимо установить (см. «Минфин платит, банки богатеют», «Эксперт» № 10 за 2023 год). У ведомства нет альтернатив: внешние рынки закрыты, а тут еще и дефицит бюджета бьет рекорды, в первом полугодии 2023 года он составил почти 2,6 трлн рублей, а по итогам 2023-го достигнет 2,9 трлн, или около 2% ВВП. Тем не менее очевидно, что следовать на поводу у покупателей нового госдолга Минфин тоже не собирается.
Банки также «виноваты» в серьезном падении цен ОФЗ: в «Обзоре рисков финансовых рынков Банка России» говорится, что только в августе банки продали гособлигаций на 88,7 млрд рублей против 43,7 млрд в июле.
В результате к началу сентября доходность ОФЗ выросла до 10,44–11,44%, а к пятнице поднялась еще выше, до 11,6–11,9%, что ощутимо удорожает обслуживание нового госдолга.
Системно значимые банки хотят заработать по максимуму и готовы покупать на первичных аукционах преимущественно ОФЗ с переменным купоном, то есть привязанные к инфляции, а ОФЗ с постоянным купоном берут неохотно и сбрасывают с балансов. В принципе, если инфляция будет быстро снижаться, то и Минфину выгоднее размещать ОФЗ с переменным купоном и индексируемым номиналом, поскольку при снижении инфляции он будет по таким выпускам платить меньше. Что подводит нас к еще одной причине, почему ЦБ на ближайшем заседании может действовать с особой жесткостью, надеясь в скором времени облегчить бремя государства по обслуживанию долгов. Тем не менее в моменте повышение ставки ЦБ однозначно сделает заимствования для государства еще дороже, так что тут нет хороших решений.
Минфин же, несмотря на неудачный аукцион, сохраняет планы на 2023 год по размещению облигаций на внутреннем рынке.
«Программа [заимствований] по Закону о бюджете на текущий год составляет 2,5 триллиона рублей, и у Минфина есть право занять еще триллион рублей в целях замещения использования средств Фонда национального благосостояния на покрытие дефицита. Мы неоднократно говорили, что будем исходить из программы в 3,5 триллиона рублей на этот год. Планы сохраняются, в этом смысле у нас ничего не поменяется», — заявлял в начале сентября директор департамента госдолга и государственных финансовых активов Минфина Денис Мамонов.
Конкретно в третьем квартале Минфин собирался занять 1 трлн рублей и уже успел привлечь 596,682 млрд. На следующих трех аукционах ведомству нужно занимать по 134,4 млрд, чтобы уложиться в план.