Учебник написан по поручению президента РФ Владимира Путина в рекордный срок: за восемь месяцев текущего года — коллективом авторов и методистов под научным руководством проректора РАНХиГС Андрея Полосина. За это же время успели пройти очно-заочную подготовку семь тысяч преподавателей вузов, которые участвовали и в обсуждении содержательной части курса. Курс состоит из пяти частей: «Что такое Россия?», «Российское государство-цивилизация», «Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации», «Политическое устройство России», «Вызовы будущего и развитие страны».
Уже из его структуры видно, что авторы задают предмету широкий фактологический и концептуальный контекст. «Первый вопрос: а что такое Россия? Кто-то скажет: это страна, а кто-то — цивилизация. А вообще, это духовный полюс мира, который исторически давал свою альтернативу. Это воспроизводство констант: царства, империи, союза, федерации; сущностно они одни и те же и воспроизводят цивилизационные ценности», — рассуждает Вардан Багдасарян, профессор кафедры государственной политики факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Это естественное воспроизводство лежит и в основе причинно-следственных связей переживаемой обществом в последние десятилетия драматичной трансформации, а также, очевидно, будет определять роль России в мировом развитии ближайшего будущего.
Широта контекста позволяет по-новому взглянуть на главную — этого никто не скрывает — воспитательную функцию нового учебника. На сакраментальный вопрос, как воспитать чувство патриотизма в молодых гражданах, чувство в своей основе, казалось бы, иррациональное, предлагается, по сути, такой ответ: сопричастность рождается в процессе познания, поиска истины и продвижения вперед. Фактически мы имеем дело с научным подходом. Не случайно Андрей Шутов, декан факультета политологии МГУ имени М. В. Ломоносова, подчеркивая важность междисциплинарного характера курса, выразил уверенность в его научном потенциале. Добавим, что этот потенциал виден также в блоке программы, связанном с изучением местной истории и актуальной социологии (что когда-то называлось краеведением), в одной из методических рекомендаций преподавателям — наряду с готовыми материалами программы активно использовать собственные наработки. Наконец, в самом тоне этих рекомендаций: «Возможно, стоит начать не только с общей теории…», «Важно не избегать и потенциального обсуждения…», «Важно не обходить вниманием уязвимые места… и сохраняющиеся мировоззренческие проблемы российского общества» и т. д.
Интересно, что, по мысли организаторов нового образовательного курса, он призван закрыть еще один животрепещущий вопрос: нужна ли нам идеология? По словам Валерия Фадеева, советника президента РФ и главы Совета по правам человека, не бывает общества без идеологии: «Идеологией пронизано любое государство и любое общество. Говорят, на Западе нет идеологии. Но ЛГБТ и экологизм — у них это уже идеология, причем радикальная, как социализм сто двадцать лет назад». Радикальная идеология сопряжена, помимо прочего, с догматизмом мышления, и авторы учебника не преминули напомнить об этом, сославшись на непреодолимые порой идейные барьеры, возникающие для ученых в либеральной среде.
Однако какая именно идеология органична для России, если не западная и не радикальная, остается пока открытым. Говорится об опоре на традиционные ценности, это хорошо. Но где кончаются ценности и начинается жесткая материя идеологических постулатов?
Ну что ж, господа студенты и профессора, пожалуйте на обсуждение.