НСЗК уже имеет опыт строительства железнодорожного терминала и управления им. Изначально компания занималась продажей зерновых на экспорт, прежде всего в Китай и в основном морскими путями. С 2013 года НСЗК совместно с китайскими компаниями спроектировала и построила первый в мире зерновой железнодорожный терминал на погранпереходе Забайкальск стоимостью 9 млрд рублей; он специализируется на экспорте продовольствия. Терминал включает в себя 16 силосов объемом хранения зерна 5 тыс. тонн каждый и общей мощностью перевалки до 8 млн тонн зерновых, зернобобовых и масличных культур в год. При нем сформирован парк локомотивов и спецтехники, установлено основное технологическое оборудование, оснащена лаборатория для определения качества зерна. В сентябре прошлого года президент РФ Владимир Путин торжественно запустил в эксплуатацию Забайкальский зерновой терминал, а в июне 2023-го по нему отправилась первая партия сои. «Успешная отправка первой партии груза позволяет нам рассчитывать на выполнение поставленных задач — увеличение объемов экспорта выращенных зернобобовых и масличных культур на Алтае, в Сибири и на Дальнем Востоке, — говорит Сергей Пушкин. — Наш проект — первый и ключевой элемент правительственной программы, Нового сухопутного зернового коридора, который свяжет Китай и страны Средней Азии и поможет российскому зерну успешно конкурировать с продукцией из США и Канады на китайском рынке». По замыслу, уже запущенный и новый проекты компании должны помочь местным аграриям вывозить продовольствие более коротким и дешевым путем, чем сейчас через порт Новороссийск.
Вот только российское зерно Китай не покупает и покупать не собирается — из-за невыполнения Россией китайских фитосанитарных требований. «Это вопрос политический. Для его решения нужна воля правительства, и тогда мы сможем нарастить экспорт в Китай, — говорит президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — А пока возить будут только нишевые культуры, такие как гречиха, лен и прочие». Китай в прошлом году вывез (в основном по морю: через Дальний Восток и Новороссийск, а также по сухопутному маршруту: через Казахстан) всего несколько сотен тысяч тонн сои, около 92 тыс. тонн семечек, немного гречишной лузги, кедровых орехов и порядка 4 млн тонн подсолнечного масла. «Эти объемы очень малы по сравнению с мощностями Забайкальского зернового терминала. Сейчас за Уралом реализуют несколько проектов по строительству маслобоен, а значит, станет прирастать производство соевого масла и шрота. Однако это будет не в таких объемах, чтобы строить еще один зерновой терминал. Но если ситуация с получением от Китая фитосанитарных сертификатов, хотя бы для пшеницы и ячменя, разрешится, тогда новые мощности в этом регионе нам понадобятся», — говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут.