Быстрорастущая фармкомпания «ПСК Фарма» бросает вызов китайским изготовителям капсульных оболочек, планируя самостоятельно обеспечить ими всех производителей лекарственных препаратов на постсоветском пространстве. Для этого в особой экономической зоне «Дубна» сейчас строится третий корпус завода, где разместятся три автоматические линии по производству желатиновых капсул. Инвестиции в проект составят около 5 млрд рублей поэтапно. «Наше решение было принято еще в пандемию, когда границы были закрыты и возникли проблемы с ввозом как субстанций, так и вспомогательных веществ, — рассказала “Эксперту” на форуме “Биотехмед” генеральный директор “ПСК Фарма” Евгения Шапиро. — После этого некоторые фармкомпании, и мы в том числе, начали пробовать сами выпускать некоторые субстанции, но вот по таким сопутствующим материалам, как капсулы, мы зависим от поставок из Индии и Китая. Сложности с логистикой базового сырья, используемого всеми предприятиями, натолкнули нас на мысль попробовать заместить и капсулы. Просчитали проект, изучили рынок, технологии и решили создать новое производство».
Хотя организовать выпуск капсул технологически несложно, пока их на пространстве СНГ не производит никто: фармпроизводители закупают их в Китае и Индии
«ПСК Фарма» входит в группу компаний Rus Biopharm (президент Сатия Карм Пуния), всего за три года она увеличила свой оборот с 700 млн до 5,9 млрд в 2022-м, войдя в топ-5 крупнейших фармпроизводителей. В 2023 году компания планирует довести этот показатель до 10 млрд. «ПСК Фарма» продает фармпрепараты в основном через госзакупки, где освободились ниши после ухода некоторых иностранных компаний, что и обеспечило резкий рост продаж в последние два года. Например, в прошлом году доля компании только на рынке пульмонологических препаратов (в ее линейке 23 наименования) составляла 29,2% в рублях и 21% в натуральном выражении. Всего в портфеле «ПСК Фарма» более 65 средств, в том числе пять новых биопрепаратов для лечения сложных заболеваний (онкология, ревматология, офтальмология, гемофилия), которые также показали кратное повышение продаж после ухода ряда зарубежных компаний. Кроме того, 15 препаратов впервые были произведены российским предприятием в стране, а это считается гарантированным приоритетом при госзакупках.
Рост продаж обусловлен в числе прочего и введенными в 2020 году производственными мощностями на 15 тыс. квадратных метров в ОЭЗ «Дубна». Сегодня на предприятии работает свыше 500 специалистов, которые разрабатывают десятки новых фармпрепаратов и субстанций к ним. Под будущие лекарства компания построила в Дубне несколько производственных корпусов и продолжает расширяться: в одном здании сегодня выпускают химические лекарственные препараты и синтезируют субстанции для них, во втором изготавливают биотехнологические продукты и АФС к ним. Последний проект по биотеху реализуется при поддержке Фонда развития промышленности РФ и правительства Московской области, инвестиции составили 1 млрд рублей. С 2017 года «ПСК Фарма» вложила в свое развитие более 5 млрд и в ближайшие два года планирует потратить на новое производство еще 7 млрд рублей.
К созданию линии для изготовления желатиновых капсул приступили лишь недавно. По оценкам специалистов, потребность российских фармкомпаний в капсулах составляет около 10 млрд штук в год, в других странах СНГ — около 1 млрд штук в год. И «ПСК Фарма» намерена полностью занять эти ниши. «Мы удвоили инвестиции в проект, чтобы сразу вывести на рынки большие объемы для более конкурентной себестоимости, — говорит Евгения Шапиро. — На первом этапе мы планируем занять 30 процентов рынка капсул, а далее за счет масштабирования производства и остальную часть». Предполагаемые вложения на второй стадии составят 2 млрд рублей.
Хотя организовать выпуск капсул технологически несложно, пока их на пространстве СНГ не делает никто: фармкомпаниям приходится закупать нужные объемы в Китае и Индии — мировых фабриках по изготовлению фармсубстанций, интермедиантов к ним, а также вспомогательных веществ. Из-за гигантских масштабов производства у азиатских препаратов низкая себестоимость, и российским фармпредприятиям было невыгодно обзаводиться гораздо более дорогими собственными линиями. «Только теперь все осознали риски того, что границы могут быть закрыты, а поставки из Китая могут серьезно вырасти в цене. Поэтому мы рассчитываем, что наши фармпроизводители станут закупать капсулы в России, — говорит Евгения Шапиро. — Отечественные капсулы не будут дешевле китайских и индийских, но они будут конкурентоспособными. То есть при высоком качестве капсул затраты на их доставку окажутся ниже, к тому же мы гарантируем надежность поставок, обеспечим сервис, поможем наладить производство по наполнению капсул препаратами».
Генеральный директор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев полагает, что даже если на первом этапе капсулы «ПСК Фарма» будут дороже китайских, при масштабировании производства цена станет сопоставимой с импортными аналогами или опустится ниже их уровня. «Но, думаю, основная идея в том, чтобы за счет перехода на полный цикл получить большие объемы госзаказа на лекарства в новой оболочке, — отмечает Виктор Дмитриев. — Наращивание госпитального сектора закупок перекроет часть затрат на импортозамещение. А далее, по мере увеличения объема производства капсул, будет снижаться и их себестоимость. На начальном этапе их продукцию даже при цене выше китайской могут выбирать из соображений надежности поставок и экономии на логистике. И главное — компания обещает обеспечить сервис при использовании их оболочек».
Под господдержкой понимаются субсидированные кредиты на открытие новых предприятий, СПИК, кредиты Фонда развития промышленности для тех, кто добавляет новые переделы в свои производства, то есть переходит к полному циклу. Эти меры уже действуют. Например, на строительство второго и третьего комплексов «ПСК Фарма» привлекла 500 млн в виде кредита ФРП под 1%.
Теперь рынок ожидает начала действия правила «второй лишний», которое, вероятно, заработает к концу этого года или в следующем. Оно является логическим продолжением введенного в 2015 году правила «третий лишний», согласно которому госзакупка иностранного товара не рассматривается, если среди заявок есть два отечественных препарата. Тогда такая новация стала мощным стимулом для углубления иностранными фармкомпаниями локализации производства в России. Концепция «второй лишний» предполагает отдавать при госзакупках предпочтение тем лекарствам, которые сделаны из выпущенных в России субстанций или с использованием собственных вспомогательных веществ (таких, как та же капсульная оболочка). Участникам рынка это всегда интересно, поскольку Минздрав ежегодно тратит на госзакупки в сфере медицины до триллиона рублей и каждая компания, попав на торги, может сбыть кратно больше препаратов, чем обычно. Пока к переходу на полный цикл приступили лишь единичные фармпредприятия из тысяч работающих в стране, в основном это флагманы отрасли: «Фармасинтез», «Промомед», курганский «Синтез» («Биннофарм Групп»), Сибирский химический завод, ГК «Бион», СПК «Технология» и «Активный компонент». Предполагается, что правило «второй лишний» мотивирует фармкомпании запустить малотоннажное производство своих субстанций или вспомогательных веществ и заняться их разработкой. Поскольку обычно субстанции собственного изготовления обходятся предприятиям дороже импортных, государство решило поддержать их деньгами и увеличением объемов госзакупок. «Да, мы участвуем в программе перехода к полному циклу, но введение концепции “второго лишнего” должно быть аккуратным, постепенным. Иначе это приведет к монополии и исчезновению малых и средних фармпроизводителей, которые не смогут конкурировать на государственных торгах при росте стоимости субстанций, сделанных на территории России», — объясняет Евгения Шапиро.
Теперь многое зависит от скорости внедрения государством системы отслеживания производства лекарств, без которой спасительное для импортозамещения правило «второй лишний» попросту не заработает. Дело в том, что ряд фармпроизводителей выдают купленные за рубежом и очищенные в России субстанции и вспомогательные вещества за собственные, рассчитывая получить преференции на торгах. Специальная платформа позволит выявить такие компании и отсечь их от госзакупок. С прозрачной системой преференций предприятия смогут быстрее окупать свои проекты по переходу на полный цикл производства за счет продажи государству больших объемов препаратов.