«Росатом» торит путь

13 ноября 2023, 00:00
TASS
«Росатом», получив Fesco, укрепил свои позиции в организации конкурентоспособного глобального транспортного коридора, включающего в себя Севморпуть

«Росатом» серьезно усилил свои позиции в транспортно-логистическом бизнесе России. Сначала было объявлено, что группу компаний «Дело» возглавит Екатерина Ляхова, директор по развитию бизнеса «Росатома». Госкорпорации с прошлого года принадлежит 49% акций ГК «Дело». У основателя группы Сергея Шишкарева остается 51%. Одновременно с этим компания «Трансконтейнер», один из главных активов «Дела», перешла под управление Михаила Концерева, который какое-то время назад занимал руководящие должности в ряде структур «Росатома».

Затем президент РФ Владимир Путин своим указом передал госкорпорации «Росатом» более 92% акций Дальневосточного морского пароходства (ДВМП), ключевого актива группы Fesco.

Группа Fesco — одна из крупнейших транспортно-логистических компаний России, ее флот насчитывает 35 транспортных судов, контейнерный парк — более 150 тыс. TEU, количество фитинговых платформ — свыше 11 тыс.

Пакет акций ДВМП был конфискован у прежних владельцев, в том числе у Зиявудина Магомедова, находившегося под стражей с 2018 года, а в 2022-м приговоренного к 19 годам колонии строгого режима по обвинению в создании преступного сообщества.

Получение «Росатомом» контроля над Fesco — событие ожидаемое. Передача ему этого актива обсуждалась с 2020 года. Но до последнего времени компании связывали исключительно партнерские отношения. Так, на группу Fesco приходится более 30% перевозок грузов для АЭС, которые «Росатом» строит за рубежом. Она играет ключевую роль в обеспечении северного завоза, за который в значительной части несет ответственность «Росатом». В сентябре 2021 года в ходе Восточного экономического форума Fesco и «Атомоэнергопром» (входит в госкорпорацию «Росатом») подписали соглашение, предполагающее создание Восточного транспортно-логистического узла (ВТЛУ) на территории Владивостокского морского торгового порта (входит в Fesco).

ВТЛУ должен стать важной частью проекта «Евразийский контейнерный транзит» по организации контейнерных перевозок между Восточной Азией и Северо-Западной Европой по маршруту, включающему в себя Северный морской путь (СМП). Здесь контейнеры будут перегружать с судов арктического класса на фидерные. Объем инвестиций — порядка 18 млрд рублей. На момент подписания соглашения предполагалось, что проект будет реализован в 2025 году. Однако затем срок сдвинули: сначала на 2026 год, а затем на 2027-й.

Как объяснил в интервью «России-1» глава «Росатома» Алексей Лихачев, передача госкорпорации пакета акций ДВМП позволит ей организовать включающий в себя СМП глобальный транспортный коридор, который будет конкурентоспособен относительно мировых логистических путей. Он напомнил, что решениями президента в последние годы «Росатому» передали под контроль атомный ледокольный флот и ФГУП «Гидрографическое предприятие», обеспечивающее навигационно-гидрографическую поддержку мореплавания в акватории СМП. В 2022 году «Росатом» стал единственным оператором судоходства на нем.

«Наша задача — переориентировать значимую часть глобальных морских перевозок между растущей экономикой Азии, Юго-Восточной Азии и пусть консервативным, но все-таки большим рынком Европы, предложить для этих двух точек мирового развития самую привлекательную с экономической точки зрения схему», — сказал Алексей Лихачев. Он отметил, что это было бы сложно сделать без собственного логистического актива, имея в виду прежде всего морские перевозки. Группа компаний «Дело» в части контейнерных перевозок значительно крупнее Fesco, в ее активе контейнерный парк размером 234 тыс. TEU и 40 тыс. фитинговых платформ. Однако судов в ее распоряжении кратно меньше, чем у Fesco.