Но вовсе не ковид принес популярность Eli Lilly у инвесторов, а новость от мая прошлого года — о том, что Mounjaro, новый препарат компании для лечения диабета второго типа и связанного с ним ожирения, успешно прошел третью фазу клинических испытаний, а летом был выведен на рынки некоторых стран. В ноябре американское FDA одобрило выход на рынок его аналога Zepbound. В итоге с января прошлого года по январь нынешнего акции Eli Lilly выросли сразу на 79%, а к 2028 году им прогнозируют рост на 140% к нынешнему показателю.
Драйвером роста будет спрос именно на препараты Eli Lilly от диабета: Mounjaro и Zepbound, которые стали активно использовать и те, кто не страдает от неспособности поджелудочной железы выделять жиросахарорастворяющий инсулин. Все дело в особом действующем веществе тирзепатид (tirzepatide), которое содержат оба препарата, — оно имитирует действие двух гормонов GLP, регулирующих массу тела и уровень сахара в крови. Тирзепатид также имитирует воздействие гормона GLP-1 на рецепторы в головном мозге, снижая аппетит и замедляя пищеварение.
На глобальном рынке тирзепатиду пророчат впечатляющее будущее, поскольку он показал при исследованиях бóльшую эффективность, чем нашумевший блокбастер ближайшего конкурента Novo Nordisk симаглутид, также созданный для лечения диабета второго типа и помогающий революционно быстро снизить вес. На его основе компания с 2021 года вывела на рынок препараты Ozempic и Wegovy, продажи которых росли кратно каждый год. Испытания же показали, что последние позволяют сбросить 15% веса, в то время как новинки Eli Lilly — все 20%. К тому же месячная терапия Zepbound стоит дешевле: 1060 долларов против 1350 долларов за лечение Wegovy (это в США, в Германии — около 300 евро). Тем не менее спрос на оба препарата в США зашкаливает, так что Eli Lilly уже намерена удвоить их выпуск к концу года. Темпы роста их продаж (не без эффекта низкой базы) уже опережают показатели Novo Nordisk, также, впрочем, планирующей нарастить свое производство в Дании.
Но поскольку использование таких препаратов не по назначению приводит к сильным побочным эффектам в виде рвоты, несварения желудка и выпадения волос, отношение к тирзепатиду пока более настороженное, чем к субстанции пионера рынка Novo Nordisk. Поэтому тирзепатид пока не пускают на свой рынок Великобритания, некоторые страны ЕС, Китай и Россия, изучая его действие в ходе собственных клинических исследований. А Novo Nordisk на нашем рынке сама себя ограничила, сообщив в декабре прошлого года, что выводит Ozempic из России. В связи с чем сверхприбыль от него будут получать две российские компании: «Герофарм» и «Промомед», которым разрешили выпускать дженерик Ozempic до истечения срока патента на него у Novo Nordisk в 2035 году.