Сильные итоги продемонстрировали также обрабатывающие производства: прирост на 7,5% против скромного, на 0,3%, в позапрошлом году. Продолжился быстрый рост строительства: отрасль выросла на 7,9% против 7,5% в 2022-м. Ввод в действие жилья обновил рекорд, превысив 110 млн кв. м. Весьма впечатляет интенсивность инвестиционного бума: валовое накопление основного капитала удвоило темпы, увеличившись на 10,5% против 5,2% в 2022 году. В то же время сама норма накопления — доля валового накопления основного капитала в ВВП — выросла против доковидного 2019 года совсем немного: с 19,3 до 22,1%. Потребуется еще несколько лет активизации инвестиционного процесса, чтобы норма накопления достигла «гроссмейстерского» уровня в четверть ВВП.
За последние четыре года заметно увеличились в составе ВВП и расходы на конечное потребление домохозяйств: с 48,3 до 50,6%. А вот доля чистого экспорта заметно снизилась: до 2,1% ВВП в прошлом году против 10,8% в 2019-м. Заметно, до 4,8%, выросла также доля запасов в ВВП. Это характерно для периодов интенсивных структурных сдвигов в экономике.
Превысил все прогнозы рост уровня жизни. Реальные располагаемые доходы населения увеличились на 5,4%, реальная зарплата — на 7,6% (за 11 месяцев), реальный уровень пенсий — на 3,3%.
Банк России объясняет быстрый экономический рост в 2023 году прежде всего фискальным и кредитным стимулами, выведшими экономику на неравновесную траекторию, на которой превышены потенциальные темпы, не увеличивающие инфляцию. Что и дало регулятору основание во втором полугодии прошлого года перейти к последовательному ужесточению денежно-кредитной политики. Однако искусственное сдерживание роста кажется контрпродуктивным: развитие производственных возможностей экономики автоматически увеличит предложение, что будет приводить к стабилизации инфляции.