Германский город Мюнхен каким-то мистическим образом вот уже более ста лет остается местом, в котором берут свое начало процессы, впоследствии оказывающие огромное влияние на весь мир.
В 1919 году в Мюнхене появилась Баварская Советская республика — первая из советских республик за пределами бывшей Российской империи. В 1920 году в Мюнхене была образована Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, а в 1923-м в этом же городе Адольф Гитлер предпринял попытку силового захвата власти, получившую название «Пивной путч». В 1939 году состоялся «Мюнхенский сговор», между Германией, Великобританией, Францией и Италией, позволивший немцам забрать Судетскую область Чехословакии, а часть ее территорий отдать Польше и Венгрии, что послужило прологом ко Второй мировой войне.
В 1963 году в Мюнхене начала проводиться Конференция по военным вопросам, затем превратившаяся в Мюнхенскую конференцию по безопасности. Именно на этой площадке в 2007 году президент России Владимир Путин выступил с резкой критикой глобального диктата США, но эти возражения были проигнорированы Западом, что стало триггером для постепенного разрушения миропорядка, сформировавшегося после окончания холодной войны и распада СССР.
Не стала исключением и Мюнхенская конференция этого года: США дают понять, что исчерпали свои ресурсы по поддержке Украины, а страны Европы, повторяя мантры о нерушимости НАТО, пытаются в спешном порядке создать собственную систему коллективной обороны.
«Хитрый план» Байдена
Начиная с февраля 2022 года президент США Джо Байден явно опасается чрезмерно обострять противостояние с Россией из-за Украины: он ни разу не воспользовался законом о ленд-лизе, позволявшем поставлять Украине неограниченное количество любых вооружений, выслал Киеву всего 53 танка и то лишь спустя три месяца после провала украинского наступления в июне 2023 года, долго не давал европейцам разрешения на передачу Украине истребителей F-16 и до сих пор не предоставил украинской армии дальнобойные ракеты.
Даже сегодня, в ситуации, когда Конгресс заблокировал пакет помощи для Украины, Израиля и Тайваня, Белый дом не использует имеющиеся у него рычаги для помощи Киеву. По мнению Forbes, у Байдена остаются полномочия для передачи Украине 4,6 млн кассетных снарядов калибра 155 мм, произведенных с 1970 по 1990 год. Законодательство разрешает Белому дому передавать союзникам «избыточные оборонительные товары» (EDA) общей стоимостью 500 млн долларов в год. А стоимость относительно негодных 4,6 млн снарядов может быть определена даже как нулевая.
Кроме того, в распоряжении Белого дома остается около 5 млрд долларов от ранее согласованных Конгрессом программ помощи Украине. Но США их тоже не используют.
К тому же в прошлом году у США сменились приоритеты. Ближний Восток и Азиатско-Тихоокеанский регион волнуют Вашингтон больше Украины, а ракет для комплексов ПВО и артиллерийских снарядов на всех союзников не хватает: даже если Конгресс выделит Белому дому не 100 млрд, а триллион долларов на эти цели, купить их негде.
Поведение администрации Байдена в последние месяцы свидетельствует о том, что она заинтересована в скорейшем завершении военного конфликта на Украине, которое официальный Вашингтон надеется выдать за свою внешнеполитическую победу. До президентских выборов остается чуть более полугода, и Белый дом вынужден смотреть на все вопросы сквозь призму избирательной кампании.
Зачем подписывать бессодержательные документы? С единственной целью — дать Зеленскому возможность заверить соотечественников в беспрецедентной поддержке Европы и компенсировать отсутствие договоренностей о вступлении в НАТО и ЕС
Поскольку антироссийские санкции оказались неэффективными, а на фронте украинская армия терпит одно поражение за другим, разумнее всего было бы зафиксировать относительно небольшие убытки в виде потери Крыма и четырех областей и заключить мирное соглашение. В противном случае к ноябрю Байдена могут ожидать неприятности в виде крупных поражений украинских войск, что на фоне бегства США из Афганистана, ударов по американским войскам в Сирии, Ираке и Иордании, а также невозможности справиться с йеменским хуситами станет доказательством провала его внешней политики.
Сокращение американских поставок вооружений и финансовой помощи должны умерить аппетиты президента Украины Владимира Зеленского (мечтающего о возвращении к границам 1991 года), а продолжение военной поддержки со стороны Европы должно гарантировать, что украинский фронт не рухнет.
Хотя Байден и ругает республиканцев на чем свет стоит за отказ финансировать Украину, при внимательном рассмотрении этого вопроса выясняется, что демократы в Конгрессе делают все для провала этого соглашения. Им важно, чтобы законопроект был заблокирован республиканцами: это позволит оказать давление на Зеленского, но при этом переложить всю политическую ответственность за происходящее на политических противников.
Украинский конфликт уже позиционируется американцами как второстепенный и не угрожающий мировому порядку. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, вице-президент США Камала Харрис в первую очередь заявила о «растущей нестабильности и усугубляющемся конфликте на Ближнем Востоке», а уже потом упомянула об Украине, причем как о победном для Вашингтоне кейсе.
«Украина вернула более половины территории, которая была оккупирована Россией в начале конфликта, отчасти благодаря массовым поставкам вооружений из Соединенных Штатов и Европы. Российская армия терпит серьезные неудачи», — сказала она. Это заявление имеет мало общего с реальностью, но зато дает прекрасное представление о том, каким образом действующая администрация Белого дома попытается продать возможное заключение мирного соглашения как свою победу.
После встречи с Зеленским на полях Мюнхенской конференции Харрис, отвечая на вопросы журналистов, заявила, что у США нет «плана Б» на случай отказа Конгресса выделить деньги Украине. В ответ украинский президент пригрозил лишить Вашингтон статуса «стратегического партнера» Киева! Можно предположить, что Зеленский неадекватно воспринимает действительность, но винить при этом может только себя. В конце концов, еще осенью прошлого года (после начала войны в Израиле) в американскую прессу просочились утечки, что США предлагали Украине заключить мирное соглашение с Россией. Однако тогда Зеленский ответил отказом, и вот незадача: спустя три месяца после этого Байден «из-за проклятых республиканцев хочет, но не может» помочь Украине.
При этом не следует думать, что США допустят полное обрушение украинского фронта: Белый дом найдет способ подбросить вооружения Киеву и без согласия Конгресса (как он делает это для Израиля). Ведь в противном случае Россия достигнет своих целей без каких-бы то ни было договоренностей с американцами, а Белый дом не только упустит возможность обменять Украину на что-то ценное, но и явно не сможет преподнести своему избирателю «победу» на восточном фронте.
Еще одним признаком желания США урегулировать конфликт с Россией может служить истерика, которую на ровном месте устроила администрация Байдена по поводу «готовящегося размещения российского ядерного оружия» в космосе. Самым интересным оказалось заявление спикера американского Совбеза о том, что президент США приказал официальным лицам начать «прямое дипломатическое взаимодействие» с Россией по поводу этого нового оружия. Чем не удачный повод для возобновления переговоров по самому широкому кругу вопросов?
Недавние оскорбления президента США в адрес президента России Владимира Путина, как ни странно, тоже не свидетельствуют о намерении окончательно поссориться. Например, в марте 2021 года Байден назвал Путина «убийцей», а уже через три месяца состоялся саммит президентов России и США в Женеве. Аналогичным приемом Байден пользуется для сохранения отношений с председателем КНР Си Цзиньпином и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, обзывая одного «диктатором», а второго и вовсе непечатными выражениями.
В Демократической партии США существуют влиятельные силы, выступающие против уступок России, Китаю и Израилю, и Байден пользуется простым трюком перед началом переговоров с их лидерами, демонстрируя, что испытывает к ним «такую личную неприязнь, что кушать не может», но должность обязывает.
Европа в поисках милитаризма
Большая часть европейской политической элиты рассматривает украинский кризис как прекрасный предлог для наращивания собственного ВПК. И дело даже не в обещаниях экс-президента США Дональда Трампа в случае его возвращения в Белый дом прекратить защиту европейцев, которые тратят меньше двух процентов от ВВП на оборону, — они все же увеличивают военные расходы и скоро перевыполнят нормативы.
Военные действия на Украине и Ближнем Востоке показали, что слухи о подавляющем превосходстве американской военной машины сильно преувеличены. Иными словами, у европейцев возникают подозрения, что в будущем США не смогут их гарантированно защитить, даже если сильно захотят.
Европейские лидеры наверняка не верят в собственные публичные прогнозы о готовящемся нападении России на страны НАТО, но без этой мнимой угрозы, и уж тем более в случае прекращения военного конфликта на Украине, они не смогут объяснить своим избирателям необходимость выделения десятков, а в перспективе и сотен миллиардов евро на ВПК. Тем более на фоне протестов фермеров и бюджетников, для решения проблем которых необходимо всего несколько миллиардов евро в рамках всего ЕС.
На заседании комитета по вопросам политики и безопасности Евросоюза прозвучали предложения об использовании общесоюзных денег на закупку для Украины снарядов, произведенных за пределами ЕС. Однако это свело бы на нет саму цель выделения средств «для помощи Украине», а на самом деле — для развития европейского ВПК, и, по данным издания Politico, Франция, Греция и Кипр заблокировали это решение.
Таким образом, в планы большинства руководителей стран ЕС и Великобритании явно не входит урегулирование украинского кризиса — они продолжают настаивать на сохранении всеобъемлющей военной и финансовой помощи Киеву. При этом у европейцев нет технических возможностей нарастить поставки вооружений на Украину в два-три раза, что компенсировало бы выпадающие американские поставки. В итоге на Мюнхенской конференции представители ЕС уже говорят не о будущей «победе» Киева, а о «поддержке». Но «победа» им не очень-то и нужна — их устроит вариант, при котором военные действия на Украине продлятся еще в течение нескольких лет.
Этой же логикой объясняются мнимые противоречия, которыми на первый взгляд полна украинская политика канцлера ФРГ Олафа Шольца. Он настаивал на выделении Украине 50 млрд евро из бюджета ЕС и добился включения в расходную часть бюджета Германии 7,1 млрд евро на эти же цели. А общие расходы на оборону ФРГ должны вырасти в ближайшие годы до 3,5% от ВВП, что в три раза больше, чем при Ангеле Меркель.
Но при этом Шольц неприступной стеной стоит на пути передачи Киеву дальнобойных ракет Taurus. И, по слухам, не допускает выдвижения Урсулы фон дер Ляйен на пост генсека НАТО из-за ее слишком радикальной антироссийской позиции.
После встречи с Зеленским вице-президент США Камала Харрис заявила, что у Белого дома нет «плана Б» на случай отказа Конгресса выделить деньги Украине. Украинский конфликт уже позиционируется американцами как второстепенный и не угрожающий мировому порядку
С другой стороны, хотя европейские лидеры и не желают прекращения войны на Украине, но при определенных обстоятельствах спокойно переживут возможное заключение соглашения Киева с Москвой, сместив акцент своей пропаганды с темы «защиты Украины» на «российскую угрозу для Европы». Тем более что повестка военной поддержки Киева для европейского избирателя уже исчерпала себя: опрос, проведенный YouGov в 12 крупнейших странах ЕС, показал, что лишь 10% жителей этих государств верят в возможность военной победы украинцев.
Даже ближайший союзник Украины Польша меняет риторику, позволяя своим фермерам блокировать не только прохождение украинской сельхозпродукции через свою территорию (они высыпают зерно из грузовиков и вагонов прямо на землю), но и украинского пассажирского транспорта.
Надежды, возлагаемые в Киеве на смену польского правительства, не оправдались — хоть трижды проевропейский новый премьер-министр Дональд Туск не рискнул пойти против общественных настроений, а полякам вдруг надоело платить за поддержку коррумпированной и использующей националистические лозунги украинской власти. Когда мэр Львова Андрей Садовой назвал польских протестующих «российскими провокаторами», вице-спикер польского Сейма Петр Згожельский заявил: «Кажется, что господин мэр говорит на бандеровском языке».
Тем не менее в Европе изыскивают любые возможности хотя бы для видимости поддержки Киева. Так, Германия и Франция заключили с Украиной двусторонние «Соглашения о сотрудничестве в сфере безопасности». Равно как и подписанный 12 января аналогичный документ между Киевом и Лондоном, эти соглашения представляют собой большие по объему и пустые по содержанию наборы ни к чему не обязывающих деклараций. Например, если в будущем будет совершено нападение на Украину, то Париж обещает «в течение 24 часов провести консультации для определения мер, необходимых для противодействия или сдерживания агрессии».
Аналогичные соглашения Украина заключила и с Римом, после чего в итальянском МИДе поспешили прямо заявить, что они «не будут юридически обязывающими и не предусматривают гарантий политической или военной поддержки».
Зачем тогда подписывать эти бессодержательные документы? С единственной целью — дать Зеленскому возможность заверить соотечественников в беспрецедентной поддержке Европы и компенсировать отсутствие договоренностей о вступлении в НАТО и ЕС. В перспективе же эти «гарантии» могут использовать в качестве инструмента принуждения Киева к мирным переговорам: мол, «формальности соблюдены, а дальше сами».
Тупик имени Зеленского
Главным противником мира на Украине на данный момент является ее президент Владимир Зеленский: текущее положение вещей гарантировало ему сохранение власти, а вместо привычных ранее сотен миллионов долларов позволило присваивать себе миллиарды из потока западной помощи. Как и в случае с предшественником Зеленского Петром Порошенко, антироссийская позиция давала киевскому режиму индульгенцию Запада как на разворовывание госбюджета, так и на расправы с политическими оппонентами. Вместо осуждения за клептоманию, Зеленского встречали овациями, а его лик не сходил с обложек ведущих мировых СМИ.
Зеленский принял решение уволить главкома ВСУ в неудачный момент: российские войска взяли штурмом Авдеевку, и теперь вина не только за насильственную мобилизацию, но и за военные поражения ложится лично на президента
Однако украинский лидер явно переоценил степень своего величия и пропустил сигналы из США о необходимости «сбавить военные обороты».
И в один миг западная пресса изменила свой тон. Знаковой стала статья в журнале Time Саймона Шустера (вхожего в ближнее окружение Зеленского), вышедшая в ноябре прошлого года. В этом материале вчерашний герой предстал в виде самодура, отдающего невыполнимые приказы армии, вокруг которого все погрязло в коррупции.
Но и этих намеков Зеленский не понял, поскольку был всецело поглощен выстраиванием хитроумных комбинаций в отношении своего политического противника — бывшего главнокомандующему украинской армии Валерия Залужного, а материалы западной прессы воспринял как «черный пиар» оппонента.
Однако опросы декабря прошлого года показали, что рейтинг доверия Зеленскому за последний год упал с 80 до 62%, а у Залужного остался на уровне 88%. В итоге президент принял решение уволить главкома ВСУ, но сделал это в крайне неудачный момент: российские войска перешли в наступление по всей линии фронта, взяли штурмом Авдеевку, и теперь вина не только за массовую насильственную мобилизацию, но и за военные поражения ложится лично на Зеленского.
В марте этого года на Украине должны были состояться президентские выборы, и, согласно утечкам, США настаивают на их проведении — иначе американская легенда «о защите украинской демократии» начинает хромать на обе ноги. Зеленский противится этой идее. Однако стремительное падение рейтингов может заставить его задуматься о последнем шансе запрыгнуть на подножку уходящего поезда своей популярности.
При этом украинский президент явно не прочь продлить военные действия еще на несколько лет, положив ради этого на поле боя сотни тысяч украинцев. Несмотря на многочисленные жалобы Киева на отсутствие финансовых средств, денег у него пока достаточно. Дефицит госбюджета на 2024 год составляет около 40 млрд долларов. В ближайшие дни МВФ выдаст Украине очередной транш в размере 900 млн долларов, от Японии в феврале должны поступить 4,7 млрд долларов, а в марте ожидается первый транш от ЕС в размере 4,5 млрд евро (из выделенных 50 млрд евро на 2024‒2027 год). Из застрявших в Конгрессе США «украинских» 61 млрд долларов, только 11,8 предполагалось направить на бюджетную поддержку Украины (остальное — военная помощь). При этом украинские ЗВР на начало года составляли как раз 40 млрд долларов, что позволит без труда компенсировать выпавшие средства.
Об общем экономическом положении Украины может свидетельствовать такой показатель, как цены на недвижимость: несмотря на отток из страны примерно 8 млн человек, за 2023 цены на жилье поднялись на 14,5%, при годовой инфляции в 5,1% и стабильном курсе гривны по отношению к доллару США.
Настоящей проблемой для Украины является дефицит вооружений и боеприпасов, но, похоже, Зеленский и его ближайшее окружение знают циничное решение. Например, министр иностранных дел Дмитрий Кулеба заявил: «Даже если у нас закончится оружие, мы будем воевать лопатами». Естественно, сам «герой» Кулеба не собирается воевать ни с помощью лопаты, ни с помощью других средств. Равно как и его шеф Зеленский, который в 2015 году упорно игнорировал повестки из военкомата, а затем как-то «решил вопрос» таким образом, что военкомы перестали тревожить будущего Верховного главнокомандующего.
Однако и среди обычных граждан закончились желающие умирать за интересы Кулебы, Зеленского и им подобных демагогов. Но если загонять людей в окопы силой, толку от них будет немного, тем более что вооружать их нечем.
Если украинский президент все-таки решится на переговоры с Россией, ему придется переступить через разочарование и протест части общества. Благо подобный опыт у Зеленского уже есть — ведь он с легкостью наплевал на ожидания 73% избирателей, проголосовавших за него на президентских выборах 2019 года, которым обещал мир с Россией, борьбу с коррупцией и свободное использование русского языка.
В том году у Зеленского был прекрасный шанс выполнить Минские соглашения. В марте 2022 года он мог прекратить боевые действия, согласившись на нейтральный статус Украины во время переговоров в Турции. Сегодня Киеву придется признать потерю Крыма, Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областей.
И лучше бы Зеленскому поторопиться, поскольку завтра условия могут быть для него еще хуже. А Западу, похоже, все менее принципиально, с какими потерями надоевший партнер решит конфликт с Россией.