Двухлетие со дня начала специальной военной операции России на Украине западная коалиция ожидаемо отметила новыми залпами санкционных орудий. Застрельщиками выступили США, выкатив самый масштабный с февраля 2022-го пакет новых антироссийских ограничений. Свои порции огня выплюнули орудия Евросоюза (уже 13-й по счету за два года пакет), Великобритания (она тесно координирует выбор целей с Вашингтоном, а не с Брюсселем) и другие члены «большой семерки» — Япония и Канада, а также примкнувшие к «семерке» Австралия с Новой Зеландией.
Изучение многостраничных трудов бюрократии коллективного Запада — удел будущих историков, мы же ограничимся экспресс-анализом верхнего уровня, сфокусировавшись на самом мощном — американском — пакете новых санкций. Сразу поделимся общим впечатлением: «санкционный генштаб» на Потомаке сработал осмысленно и качественно.
К первой годовщине конфликта США выдали на-гора винегрет запретов и ограничений, в которых политико-пропагандистский мотив явно превалировал над прицельной стрельбой. Тогда солировал минторг, запретивший экспорт в Россию несколько сотен товаров — от дорогих пылесосов, фенов и микроволновок до широкой номенклатуры промышленного оборудования, запчастей, комплектующих и материалов (подробнее см. «Еще один пинок к импортозамещению», «Эксперт» № 10 за 2023 год). Значительная часть прошлогодних запретов была бессмысленной — и поставщики давно в инициативном порядке ушли с российского рынка, и наши покупатели не стали дожидаться формальных запретов и успели диверсифицировать географию и каналы поставок, в том числе в пользу собственных промышленников, преуспевших в импортозамещении.