MusicAeterna — редчайший случай и в России, и среди финансово независимых симфонических оркестров. С 2019 года источник его доходов — деньги, которые он зарабатывает своими выступлениями, и средства меценатов. Как следует из информации на официальном сайте оркестра, объем ежегодного взноса может достигать 250 тыс. рублей. Имена 15 человек, внесших 250 тыс., упоминаются на сайте. Среди доступных им привилегий — приглашение на закрытые события в Доме радио, резиденции musicAeterna, эксклюзивный прием с участием Теодора Курентзиса, камерное выступление musicAeterna и возможность участвовать в концертных турах. Это принципиально новый для России формат отношений симфонического оркестра с аудиторией. MusicAeterna с момента создания удалось не только сформировать репутацию и аудиторию, не мыслящую себя без посещения его концертов, но и выстроить с ней корректные финансовые отношения, которые не ограничиваются покупкой билетов на выступления оркестра. На одно из них (состоится в Москве в Римско-католическом кафедральном соборе) цены на билеты разнятся в пределах от 3 до 20 тыс. рублей. Самые дорогие места — в первых двух рядах центральной части партера.
MusicAeterna — это не только оркестр под управлением Теодора Курентзиса, с 2022 года это еще и танцевальная труппа, которая тоже находится в Доме радио. Она заявляет, что в основе ее деятельности лежит стремление к синтезу трех видов искусств: поэзии, танца и музыки, — а также постоянный поиск новых способов пластической выразительности. Билет на перфоманс Love Will Tear Us Apart на Новой сцене Александринского театра стоит 3000 рублей. В 2019 году под брендом musicAeterna возник хор под руководством Антониоса Кутруписа. Он состоит из 12 выпускников школ византийской музыки в Греции. Они глубоко погружены в византийские музыкальные традиции едва ли с не с первых лет жизни, проходят все ступени певческой карьеры и заявляют о себе как о носителях византийской культуры и искусства, сохранившихся несмотря на то, что на карте мира Византии не существует уже больше полутысячи лет. У хора два партнера: стратегический и официальный. Один из них — AFF, фонд, основанный председателем совета директоров RDI Group Дмитрием Аксеновым.
Точка отсчета существования musicAeterna — 2004 год: Теодор Курентзис, за десять лет до того приехавший в Россию из Греции, чтобы учиться в Санкт-Петербургской консерватории, становится главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета. MusicAeterna возникает в формате камерного оркестра. Параллельно по инициативе Курентзиса создается хор New Siberian Singers. С этого момента начинается его интенсивная и продуманная творческая деятельность. Где бы он ни находился, Теодор Курентзис становится центром, вокруг которого концентрируются творческие силы. Он доказывает, что у него есть свое понимание музыки. Выступления musicAeterna позволяют понять, на сколь высоком уровне дирижер может взаимодействовать с оркестром: не только добивается от музыкантов хорошо организованного исполнения сочинения композитора, но и словно создает с помощью воображения пространство, где эта музыка уже существует в идеальном исполнении, и подключает к нему оркестрантов.
Внешне это выглядит как очень энергичное дирижирование — почти танец. Теодор Курентзис управляет оркестром взмахами рук, делая с их помощью акцент на той или иной группе музыкантов. В его исполнении дирижирование становится важной частью перформанса. Даже сам фокус его внимания, который он переносит с одной части оркестра на другую, становится элементом визуального восприятия музыки. Зритель может не только слышать, но и видеть, как звучание одних инструментов усиливается или ослабевает. Перформанс дирижера, с помощью которого он решает техническую задачу взаимодействия с музыкантами, создает дополнительный информационный поток. И в этом еще одна ценность живых концертов musicAeterna. Благодаря пластике дирижера музыка становится доступной и неискушенным слушателям. В подкасте «Культурная страна» Теодор Курентзис признал, что дирижер в музыке, как и режиссер в театре, — это мера, необходимая в одном случае из-за большого числа музыкантов, в другом — в связи с усложнением постановочных технологий. И самое лучшее, что может сделать человек, выступающий в роли дирижера, — создать «магнетическое поле сердечности, где могут твориться чудеса».
Музыканты musicAeterna органично существуют и как целостный организм, и как отдельные личности. Особенность харизмы Теодора Курентзиса в том, что он не затмевает собой тех, кто находится рядом с ним, а делится ею с музыкантами оркестра, и те становятся более заметными для аудитории, чье внимание априори приковано к фигуре дирижера. Личностное восприятие оркестрантов влияет и на восприятие музыки, делает его более объемным. И сложнейшие музыкальные образы, рожденные композиторами второй половины девятнадцатого века, и в особенности века двадцатого, становятся более доступными для понимания.
Одним из самых ярких проявлений в концерте musicAeterna в сочинском Зимнем театре стала партия первой скрипки оркестра Ольги Волковой. Она исполняла сложнейшие пассажи не просто виртуозно, но исключительно артистично, не только извлекала звуки из музыкального инструмента в заданной последовательности, но и, подобно дирижеру оркестра, являла собой образ исполняемой музыки.
В 2010 году Теодор Курентзис покидает Новосибирский театр и перебирается в Пермский театр оперы и балета. Оркестр и хор следуют за ним. К тому времени он уже активно гастролирует как в России, так и за рубежом. Пермский период продолжается восемь лет. В течение этого времени Пермь превращается в один из мировых центров музыкального притяжения, а Теодор Курентзис — в дирижера мирового масштаба. В 2019 году он возвращается в Санкт-Петербург. И снова оркестр следует за ним. В 2020-м musicAeterna обосновывается в Доме радио. Спустя еще два года в жизни Теодора Курентзиса открывается новая глава: он создает международный фестивальный оркестр Utopia, в котором собирает лучших музыкантов мира. И ставит перед собой задачу добиться нового звучания, достичь максимальной глубины в понимании музыки. Для этого создает ни от кого не зависящее сообщество музыкантов, увлеченных познанием сути музыки, еще раз подтверждая репутацию дирижера, находящегося в постоянном процессе самосовершенствования и умеющего вовлечь в него музыкантов. И этот процесс в исполнении Теодора Курентзиса, кажется, и в самом деле не имеет пределов.