Чем пахнет битый «Абрамс»

Елена Горбачева
специальный корреспондент «Монокль»
6 мая 2024, 00:00
№19

Корреспондент «Монокля» пробилась сквозь толпу зрителей выставки техники из зоны СВО на Поклонной горе, чтобы рассказать о первой встрече западных танков с Москвой

Елена Горбачева
Экскурсоводами на выставке организаторы позвали настоящих участников СВО. Некоторые вернулись с поля боя совсем недавно и ждут ротации
Читайте Monocle.ru в

Почти всю вражескую технику с полей СВО выставили для обозрения на Поклонной горе в Москве в день официального открытия выставки трофеев — и, по совпадению, в последний выходной первой части майского безделья, пришедшийся аккурат на 1 мая. Продлится экспозиция до 1 июня, да еще пополнится экспонатами. Но народ повалил так, будто это не первый день, а последний. Еще бы не повалил: ночью на площадку наконец-то привезли «Абрамс».

Дойти до американского танка, которым так сильно нас пугали западные политики и хорохорящиеся беглецы-предатели, оказалось задачей не из легких. Все пространство, начиная от вестибюля метро и заканчивая почти всей площадкой перед Музеем Победы — если не до него самого, то до фонтанов точно — было заполнено людьми.

Шли дамы средних лет, с фиолетовыми волосами или в соломенных шляпках. Шли дамы моложе, в атласных розовых платьях или в бесформенных худи с волосами зелеными. Шли мамы с детьми, отцы с детьми: на плечах, на руках, в колясках, в инвалидных креслах. Посетителей с детьми было особенно много.

Мужчины — кто завернут в советский флаг, кто — в «имперку» или боевое знамя «Вагнеров». Шли с медалями, старыми и новыми. Дедушки, бабушки, собачки под мышкой, хипстеры, злые рокеры с черепами на жилетах, туристы китайские (их было очень много), туристы российские, туристы с южных окраин СНГ — словом, шли все.

Китайские студенты особенно увлеченно фотографируют технику, не скрывая интереса и улыбок. «Соу эксайтед! Зис из саксесс фор Раша!» — это все очень волнующе, и это успех для России, говорят они. «Победа неизбежна», — соглашается с ними надпись-лозунг под одним из информационных щитов.

Какие чувства испытываю, глядя на горелый танк? Особенно когда на американский? Отличные! — с удовлетворением отвечает молодой человек, делающий фото своей руки с вытянутым средним пальцем на фоне флага США на борту машины

Экспонаты схожей номенклатуры и отчасти совпадающих стран-изготовителей экспонировались в Москве в 1943 году, 22 июня. Тогда трофеи свозили на набережную в Парке Горького. Открывшись за два года до окончания Великой Отечественной, выставка проработала до осени 1948 года. У нее было шесть отделов: бронетанковый, авиационный, артиллерийский, автомобильный, инженерно-технический и тыловой.

На нынешней выставке экспонатов пока не так много, но есть еще крытый шатер, где можно посмотреть на снаряды, беспилотники, оружие. Авиации пока нет, но то и дело из толпы слышится «запрос» на F-16: Запад обещает Киеву поставить первые самолеты после Пасхи.

Атмосфера самая что ни на есть ярмарочная: отчаянно не хватает сахарной ваты, но она бы вмиг помялась в такой толпе. Кругом шум-гам. Везде смартфоны — люди увлечены созданием контента либо показывают выставку родственникам по видеосвязи, которая работает с перебоями.

— Вы хоть нам расскажите, че это за тачка? — послышались из толпы хохочущие голоса каких-то тетенек.

Понять, что за экспонат перед тобой, можно лишь подойдя почти вплотную: за спинами людей и лесом вытянутых рук со смартфонами абсолютно ничего не видно. За решетчатым ограждением возле бронетехники стоят российские военнослужащие, прямо с СВО. Они исполняют роль экскурсоводов и отвечают на вопросы посетителей. У некоторых парней в руках даже «учительские» указки. Посетители засыпали их вопросами, просили фотографироваться, желали удачи. Бойцам такое внимание нравилось, пересохшим голосом они благодарили людей за теплые слова.

— Это БМП британская, а вот там — Bradley, американский.

— А за вами?

— БТР.

— Чей?

— Украинский.

— Ух! — будто испуганно произнесли тетеньки и после захохотали: — Их собственный, что ли?

— Нет, переделанный, на базе советского.

— А вот этот, про который вы сказали «брэдли», он единственный?

— Да нет, что вы. Их больше сорока подбили.

— Кстати, а хохлы, которые в России сейчас, — они-то что об этом обо всем думают? — спросил вдруг кто-то в воздух.

— Миша! Миша-а-а! Федя, не уходи, куда ты ушел? С ума сошел! Девочки, пошли! Нам в очереди долго стоять! Пойдем, там еще дальше есть! Соня-я! — мамы пытались снять своих детей с памятника героям Первой мировой войны, подводили их к папам. Те подхватывали их на плечи и несли дальше, а дети, один за другим, задавали стоявшему у техники молодому человеку в камуфляже один и тот же вопрос: а почему не все машины выглядят подбитыми? Ну вот так, бросили и убежали, отвечал он им.

— А это хохляцкий? — раздался откуда-то из-под ребенка взрослый голос.

— Да, этот забрали прямо с поля боя. Сетка — это защита от дронов. А вот это наш танк. Ну, в смысле, Т-72 переделанный.

«Все страны в гости к нам»

Слева от входа на выставку стоит огромный цифровой экран, на котором демонстрируются видео уничтожения техники Вооруженных сил Украины, снятые нашими спецами с дронов. И издевательское приглашение для сотрудников западных посольств, чья техника представлена на выставке, ознакомиться с экспонатами без очереди.

Вот на видео что-то влетает в «защищенный автомобиль Mastiff, производство Великобритании». Дата, место, чем именно поражен — все подробности выводятся на экране для самых любопытных.

Самый первый экспонат на выставке — немецкая легкая противотанковая артиллерийская установка Marder II, ставшая трофеем в 1942 году, и надпись на шатре: «История повторяется». Рядом два увлеченных молодых человека спорят, немецкая ли на нем пушка или поставленная уже советскими спецами.

Список экспонатов выставки на Поклонной горе:
1. Гаубица M777 (США).
2. Многоцелевой автомобиль высокой проходимости HMMWV M1151 (США).
3. Многоцелевой автомобиль высокой проходимости HMMWV M998 (США).
4. Вездеход Pinzgauer 712M (Австралия).
5. Бронетранспортер Saxon AT105 (Великобритания).
6. Автомобиль «Тритон-01» (Украина).
7. Бронеавтомобиль Mamba Mk2 EE (ЮАР).
8. Защищенный автомобиль ВМС 350-16 Z (4х4) Kirpi (Турция).
9. Бронетранспортер YPR-765F1 (США).
10. Бронетранспортер М-113 (США).
11. Защищенный автомобиль Husky (Великобритания).
12. Защищенный автомобиль International MaxxPro Plus (США).
13. Санитарный автомобиль «Богдан-2251» (Украина).
14. Автомобиль «Козак-2» (Украина).
15. Бронеавтомобиль «Варта» (Украина).
16. Бронетранспортер БТР-3Е (Украина).
17. Боевая машина пехоты CV 9040 (Швеция).
18. Боевая машина пехоты БМП-1 (Чехословакия).
19. БМПТ «Азовец» (Украина).
20. Бронеавтомобиль Bushmaster PMV (Австралия).
21. Бронетранспортер БТР ХА-180 (БТР ХА-185) (Финляндия).
22. Боевая разведывательная машина AMX 10RCR (Франция).
23. Защищенный автомобиль Mastiff (Великобритания).
24. Бронетранспортер БТР-3ДА (Украина).
25. Боевая машина пехоты M2A2 Bradley (США).
26. Бронетранспортер БТР-4Е (Украина).
27. Танк Т-72АГ (Украина).
28. Танк Т-64 БВ образца 2017 г. (Украина).
29. Противотанковая самоходная артиллерийская установка Marder II (Германия; трофей ВОВ).
30. Боевая машина пехоты Marder-1А3 (Германия)
31. Танк Leopard 2A6 (Германия).
32. Танк Abrams M1A1 (CША).
33. Боевая ремонтно-эвакуационная машина пехоты M88A1 (CША).
34. Штурмовая инженерная машина M1150 (CША).

«Гордость» украинской военной мысли БМПТ «Азовець» вызывает у посетителей повышенный интерес. Несколько минут женщина средних лет пытается сфотографировать российский триколор на фоне бронемашины, с той стороны, где виден украинский флаг, но получается плохо: народ давит, и смартфон в руках постоянно вздрагивает. На проверку «Азовець» оказался, как и вся украинская техника, переделкой чего-то советского: в данном случае машину поставили на шасси от танка Т-64.

Узнав о том, что Министерство обороны планирует свезти на Поклонную гору трофейное натовское железо, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг занервничал: «это манипуляция», ведь «всем известно, что Североатлантический альянс не является стороной конфликта, но демонстрация техники в Москве создает впечатление не только участия НАТО в конфликте, но и поражения Альянса в этом конфликте», — написал он.

Североатлантический альянс не является стороной конфликта, заявил возмущенный самим фактом выставки генсек НАТО Йенс Столтенберг. Флаги на боках техники говорят об обратном

Флаги на боках техники говорят об обратном. Их, конечно, приделали уже в России: специально для выставки, чтобы наглядно представить географию поставок вооружений. США, Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Чехия, Швеция, Нидерланды, Турция — все страны — участники НАТО. Попались даже не входящие в Альянс Австралия, Южная Корея и какая-то африканская страна — технику для украинцев скупали по всему свету.

Стоящие у техники военнослужащие отвечают на сыплющиеся со всех сторон разом вопросы посетителей. Долго, подробно, со знанием дела и с явной охотой.

— Это не танк, это шведская БМП. А вон там — немецкий, — часть толпы со смартфонами в руках утекла его фотографировать. Боец продолжает. — Вот на боку поражение из ручного гранатомета. Шведская машина пехоты. Вот видишь? — обращается он к стоящему у ограждения мальчику. — Тут тоже пораженная.

— Это вы ее подбили? — спросил солдата мальчик.

— Давай это останется тайной, разглашать которую я не буду, — ответил молодой человек с медалью «За отвагу» на груди.

Не для наших черноземов

Часть техники, представленной на выставке, выглядит как будто нетронутой. Но на многих автомобилях видны следы от осколков мин, а на американском HMMWV — два входных отверстия от пуль на лобовом бронированном стекле. Это работали снайперы, поясняет еще один экскурсовод в военной форме. Причина, по которой техника почти в целом состоянии стала трофеем, банальна: к войне в условиях донбасских черноземов она оказалась не слишком пригодна.

— Взять, к примеру, тот же «хамви»: хорошая цепь, равновесие, но вот двигатель очень капризный, — поясняет военнослужащий. — При том, что двигатель-то усиленный. В принципе техника хорошая, но горит она синим пламенем, — добавляет он, улыбаясь.

Военный «хамви», тот самый, с двумя дырками в стекле, вызвал бурное обсуждение в толпе. Такое ощущение, будто все вокруг знают о технике всё, ну или почти всё: аргументированно спорят, обмениваются мнениями, рассуждают о толщине брони. Один молодой человек признался, что увлечен изучением военных пабликов, много читает про современную технику, сын тоже приобщился.

Но все же на некоторые вопросы ответ есть только у человека в военной форме за ограждением.

— Вот эти все машины американские — они либо застрявшие, либо сломанные. В любом случае они брошенные, эти машины. Америка не выделила запчасти, они их починить просто не могли и бросали. А еще у них коробки передач очень капризные и глохнут, автоматы. На механике американцы не умеют.

А вот на элитные жилые дома, построенные вдоль Поклонной горы турецкой компанией, смотрит турецкий же бронетранспортер Kirpi. Он огромный, выглядит куда внушительнее, чем малыш «хамви». Страшная машина, перешептываются между собой посетители. Узнав, что он турецкий, начинают громко возмущаться.

— Вот нахалы! Вот как они это все им поставляют? — спрашивают женщины у бойца. Тот разводит руками и говорит: такая политика.

— Ну расскажите про него.

— Называется он «ежик», или в переводе еще «дикобраз». Предназначен для перевозки личного состава. Спроектирован по стандартам НАТО, здесь есть защита от мин и от засад. Этот «ежик» тоже был брошен, в донбасской грязи у него отказала мощная и очень модная шестиступенчатая коробка передач.

Все дружно смеются.

Цветок для вражеского танка

— Это «Абрамс»? — спрашивает женщина у стоящих впереди людей. Ей отвечает средних лет мужчина с легким восточным акцентом: нет, это «Леопард», «Абрамс» мы тоже ищем. Может, вот тот?

Флаги к технике приделали уже в России, чтобы наглядно представить географию поставок вооружений: США, Великобритания, Франция, Германия и другие страны НАТО. Попались даже машины не входящих в Альянс Австралии, Южной Кореи (переделанная, поэтому под флагом Украины) и ЮАР

— Папа, боевая масса — 62 тонны! — оборачивается к мужчине его сын-подросток, пролезший к информационной табличке возле танка, где перечислены его основные боевые характеристики и то, где и как он стал трофеем.

— А их было подбито сколько? — народ расходится во мнениях, начав путать «Леопарды» с «Абрамсами». Немецких «Леопардов», по разным данным, было подбито около 20 штук. В Германии особенно пристально следят за этой выставкой: судя по видео, некоторые «Леопарды» попали в руки наших военных почти целыми. Wie kann das sein? «Как же так вышло?» — задаются они неприятными вопросами: уже пошли публичные скандалы и призывы выяснить судьбу всех переданных Киеву танков. Очень недешевых, кстати.

— Пап, пап! Подбили его классно, да, пап? — звенит впереди девчоночий голосок. Легкий запах гари подтверждает: да, совсем рядом — американский танк M1 Abrams, доставленный на Поклонную гору в ночь перед открытием выставки. Этот экспонат из всех представленных на выставке кажется самым сгоревшим. Да, это тот самый, первый подбитый нашими войсками где-то под Авдеевкой американский танк. Подбит при помощи дрона-камикадзе в феврале этого года, всего же было уничтожено как минимум три таких танка. Это единственная натовская техника, к которой кто-то принес цветок. Но есть нюанс: это оказался горшок с цветущей геранью.

— Какие чувства испытываю, глядя на горелый танк? Особенно когда на американский? Отличные! — с удовлетворением отвечает молодой человек, делающий фото своей руки с вытянутым средним пальцем на фоне флага США на борту машины. Его друзья спорят о версии танка: сходятся во мнении, что это начальная версия «Абрамса», так как здесь нет навесной защиты.

— И вот за ЭТО вся Украина бьется «дайте нам “Абрамсов” побольше»? — удивляется какая-то женщина. — Ну, видимо. Горят-то они хорошо! — отвечают ей из толпы. — А вы знаете, что подбить украинский Т-72 сложнее, чем этот «Абрамс»?

— Он меньше, чем я ожидал, — скучным голосом говорит мужчина средних лет своей спутнице в черной олимпийке.

— Я тоже согласна. Он какой-то… маленький, — кажется, женщина немного разочарована. — Больше такими танками никого не напугать, кроме талибов, — говорят длинноволосые юноши.

Мертвое натовское железо уже точно никого не напугает, но будет служить напоминанием — в Москве на Поклонной горе как минимум месяц. Затем экспонаты вернутся в парк «Патриот» или отправятся по регионам.

Глядя на застывшие гусеницы с придавленной резиной, не хочется думать о том, сколько жизней этот танк успел забрать перед тем, как в него влетел русский дрон.

Один из экскурсоводов по имени Антон рассказал, что сейчас у них рокировка и бойцов попросили принять участие в выставке, рассказать о трофеях. Скоро назад, когда — не знает: проситься на поле боя самим считается плохой приметой, нужно дождаться приказа. Сам Антон ничего не подбил, не довелось: задачи перед его подразделением стоят другие. Да и не эта техника страшна: куда опаснее дроны, от них в основном все и страдают.

— А вы давно воюете? — спросили две бодрые пенсионерки у него.

— Два года.

— По контракту?

— По контракту.

— Страшно?

— Привыкаешь. Человек — такое существо, ко всему привыкаешь.

— Счастья. Удачи. К войне нельзя привыкать.