Попались на дивиденды

Константин Пахунов
корреспондент издания «Монокль»
27 мая 2024, 00:00
№22

Российские инвесторы снова ждут триллионных выплат в виде дивидендов. Но в погоне за ожиданиями компании могут потерять в темпах роста и в итоге дать акционерам куда меньше, чем могли бы

Иллюстрация Игорь Шапошников

Весенне-летний дивидендный сезон в разгаре. По разным подсчетам, в этом году совокупно российские компании направят на выплаты акционерам 3 трлн рублей. Причем, как прогнозируют в SberCIB, частные трейдеры реинвестируют в рынок 60% полученных денег (около 200 млрд рублей; напомним, что бóльшую часть выплат получит государство как акционер).

Самыми щедрыми отраслями ожидаемо станут нефтегаз, от которого ждут около 2,9 трлн рублей, металлурги с потенциальными выплатами в размере 0,94 трлн и финансы со «скромными» 0,805 трлн.

Не обошлось и без ложки дегтя. «Газпром» в этот раз дивидендов не заплатит. Основной акционер в лице государства (38,37% принадлежит Росимуществу) однозначно выразил свою позицию. «При формировании позиции акционера Российской Федерации в публичном акционерном обществе “Газпром” не предусматривать выплату дивидендов по обыкновенным именным акциям публичного акционерного общества по итогам 2023 года», ― говорится в соответствующем распоряжении правительства. Хотя тех, кто надеялся на выплаты, и так было немного: по итогам прошлого года газовый гигант впервые за долгое время получил чистый убыток в размере 629,1 млрд рублей против прибыли в 1,23 трлн рублей годом ранее. Последний раз подобное было в 1999 году, тогда «Газпром» ушел в минус на 95,2 млрд рублей.

Вместо «Газпрома» фокус инвесторов сместился на «ЛУКойл», с его 498 рублями на одну акцию, или около 345 млрд рублей на всех акционеров по итогам второго полугодия. С учетом ранее выплаченных промежуточных дивидендов суммарно его акционеры за 2023 год получат 945 млрд рублей.

Часть аналитиков и экономистов предупреждает, что высокие дивиденды и активный выкуп акций работают не так, как того ожидают владельцы компаний и топ-менеджмент

У металлургов, доходы которых заметно просели в 2022 году, минувший год прошел более удачно. «Северсталь» уже определилась с дивидендами за прошлый год ― 191,51 рубля на бумагу. Объявлены и дивиденды за первый квартал текущего года, их размер составит 38,3 рубля на бумагу. Напомним, что за 2022 год дивиденды не выплачивались. Так же поступили и в группе НЛМК: по итогам собрания акционеров было принято решение выплатить за 2023 год 152,4 млрд рублей, или 25,43 рубля на бумагу. Как отметили в самой компании, дивиденды будут выплачиваться в том числе за счет прибыли прошлых лет.

Скорее всего, расщедрится и ММК. Совет директоров Магнитки рекомендовал 2,752 рубля на акцию. Утвердят ли рекомендацию, станет ясно в конце месяца, когда закончится заочное голосование акционеров. За 2022 год дивидендов ММК не платил.

Подавляющую часть дивидендов финансового сектора выплатит Сбербанк, что и неудивительно. Напомним, чистая прибыль банковского сектора за прошлый год составила 3,3 трлн рублей (это абсолютный рекорд), и 1,51 трлн из этой суммы заработал Сбер. Но и в успешном банковском секторе нашлось место для неплательщика ― им снова оказался второй банк страны ВТБ, который за прошлый год решил на «дивы» не тратиться, и как полагают аналитики «Финама», поступит так же и в этом году. В качестве причины называется слабая капитальная позиция.

В потребительском сегменте наблюдается некая неопределенность: относительно компаний с иностранной пропиской, в частности X5 и «Русагро», и до их полного переезда в РФ о выплатах говорить не приходится. «Потенциально бумаги “Русагро” могут принести годовую дивидендную доходность в 12,5%, но только после того, как компания завершит переезд в РФ. Сроки переезда в настоящее время неизвестны, поэтому существует риск того, что в 2024 году выплат инвесторы не увидят», ― подчеркивают эксперты «Финама» в своем обзоре.

Ничего хорошего не ожидают и от энергетики. От выплаты дивидендов за 2023 год ожидаемо отказалась «Юнипро». Неопределенность с собственником не позволяет компании порадовать инвесторов, даже с учетом неплохих финансовых результатов и запаса денежных средств на счетах (напомним, с апреля прошлого года «Юнипро» находится под управлением Росимущества). Ситуация с ФСК ЕЭС чуть иная, но результат схожий: здесь дивидендам мешает обширная инвестпрограмма, а соответствующее поручение президента позволяет им до 2026 года вообще о выплатах не думать.

Впрочем, большие дивиденды не всегда хорошо, а маленькие или их полное отсутствие ― не так уж плохо.

В погоне за симпатиями

На рынках сложилось мнение, что высокие дивидендные выплаты и обширные программы выкупа (байбэки) — это путь к увеличению капитализации компании. Так считают и инвесторы: и у нас, и на западных рынках давно уверены, что выбирать надо те компании, которые регулярно делятся прибылью с акционерами.

И лишь часть аналитиков и экономистов предупреждает, что высокие дивиденды и активный выкуп акций работают не так, как того ожидают владельцы компаний и топ-менеджмент. Рынок легко перемалывает излишки ликвидности и обладает крайне короткой памятью. Еще в 2016 году в американских СМИ писали, что 2,1 трлн долларов, потраченных компаниями на поддержку своих котировок, не привели к сколько-нибудь серьезному росту этих котировок. При этом компании потратили эти деньги не на инвестиции и расширение бизнеса, то есть, по сути, отбросили себя назад в развитии. Яркий пример ― Apple. Компания за десятилетие потратила более 600 млрд долларов на байбэки, и, судя по планам менеджмента, доберется до триллиона в этом году. Казалось бы, вот результат ― капитализация в районе трех триллионов долларов. Однако компания, ранее задававшая стандарты и тренды, уже потеряла разгон и постепенно уступает конкурентам.

Продажи айфонов за первый квартал текущего года просели на существенные 10%. И это на фоне восстановления мирового спроса на смартфоны. Особенно тяжко продукции Apple в Китае: американцы запустили там скидочную программу — до 2300 юаней на отдельные модели — из-за повышенного конкурентного давления со стороны Huawei и Samsung.

Споры о том, какая политика в части байбэков и дивидендов наиболее благоприятна для компании, утихать, похоже, не собираются. Но нас больше интересует отечественный рынок.

У российских компаний байбэки традиционно не столь популярны, как активная выплата дивидендов. Последнее, во-первых, сигнал того, что у компании все хорошо и есть прибыль, которой даже можно поделиться, а во-вторых, компании с госучастием подталкиваются правительством к определенному нормативу дивидендных выплат (в частности, всем известная норма «не менее 50% от чистой прибыли по МСФО»).

Собственно, даже компании, только-только проведшие IPO, уже приманивают инвесторов дивидендными выплатами. Например, вышедший на биржу в конце прошлого года Совкомбанк уже готов порадовать держателей акций дивидендами по итогам 2023 года в 1,1 рубля на бумагу.

«Это примерно 30 процентов от чистой прибыли по МСФО за 2023 год минус пять миллиардов, которые мы распределили в четвертом квартале 2023 года как промежуточные дивиденды», — сообщил управляющий директор Совкомбанка Андрей Оснос.

Еще один новичок на бирже, «Мосгорломбард», собрался выплатить по итогам прошлого года по 8 копеек за акцию (акция ломбарда стоила 2,75 рубля на 22 мая). Компанию ему составляет ГК «Астра», готовая выплатить «государственную норму» в 50% чистой прибыли по МСФО, что в ее случае составит около 8 рублей за акцию (акция стоила 627,45 рубля на 22 мая).

При номинально высоких дивидентных выплатах доходность акций таких компаний может быть не только ниже, чем в среднем по портфелю, но и ниже, чем у компаний с куда более скромными выплатами

Но вот исследование, недавно проведенное специалистами лаборатории анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХиГС, показало, что активные выплаты акционерам могут быть не лучшей идеей — как для компаний, только вышедших на акционерный рынок, так и для уже давно на нем находящихся. Более того: регулярные выплаты дивидендов не гарантируют инвесторам возврат их вложений.

«Наш вывод заключается в том, что акции с высокой дивидендной доходностью на разных исторических интервалах проигрывают по совокупной доходности даже с учетом дивидендов акциям компаний, не платящих дивидендов вообще, и акциям компаний с высоким мультипликатором “чистая прибыль на акцию к цене акции”», ― рассказал «Моноклю» профессор школы НИУ ВШЭ и заведующий лабораторией анализа институтов и финансовых рынков Александр Абрамов.

Как выяснили ученые в ходе исследования, проанализировав все выплаты дивидендов российскими компаниями с 2005 года и сопоставив эти данные с динамикой их акций, полной доходностью индекса ММВБ (сейчас Мосбиржи) и другими показателями, политика активного наращивания дивидендных выплат сопряжена с повышенными рисками. Вот эти риски: замедление роста курсовой стоимости акций (она оценивается на основе колебания цен акций в составе портфеля) и низкая общая доходность (учитывает изменение стоимости портфеля и дивидендную доходность) на среднесрочном горизонте. То есть инвесторы, покупающие дивидендные акции, на самом деле оказываются в проигрыше. Результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируют: при номинально высоких дивидендных выплатах доходность акций таких компаний может быть не только ниже, чем в среднем по портфелю, но и ниже, чем у компаний с куда более скромными выплатами.

Для компании наращивать дивидендные выплаты тоже сравнительно рискованная стратегия, выяснили в лаборатории анализа институтов и финансовых рынков ИПЭИ РАНХИГС. Повышение спроса на акции эмитента через дивиденды результата совершенно не гарантирует. Зато выплаты вполне неиллюзорно могут привести к сокращению инвестиций, что, в свою очередь, негативно скажется уже на капитализации. То есть результат щедрой дивидендной политики может быть противоположным запланированному. В таком сценарии выйдет так, что совокупная доходность по акциям для их держателя снизится.