Инфляция в мае показывает признаки ускорения

10 июня 2024, 00:00
№24

Майские опросы предприятий фиксируют ухудшение конъюнктуры. Доходы федерального бюджета растут, а региональных бюджетов — снижаются

Читайте Monocle.ru в

Инфляция в последние две недели (c 21 мая по 3 июня) стабилизировалась на высоком уровне. За этот период потребительские цены увеличились на 0,27%. Как и ранее, неустойчивость цен на отдельных рынках (плодоовощная продукция, авиаперелеты, отдельные виды регулируемых услуг) настолько разнонаправленна и высока, что говорить о какой-либо общей тенденции сложно. Структура инфляции несколько упростилась. На рынке плодоовощной продукции продолжается довольно странное с точки зрения «нормальной» сезонной динамики снижение цен (−0,5% за эти две недели после −0,8% за прошлые две).

Очищенные от сезонности темпы роста потребительских цен к предыдущему месяцу, согласно оценкам Владимира Бессонова из Центра развития НИУ ВШЭ, после стабилизации на уровне порядка 6% годовых с декабря по апрель в мае, судя по недельным данным (оценка инфляции по итогам прошлого месяца будет дана Росстатом только 14 июня) пошли вверх. ЦМАКП предварительно оценивает прирост потребительских цен за июне в 0,7%, что соответствует 8,4‒8,5% прироста к июню 2023 года.

Прогнозы спроса промышленных предприятий в мае продемонстрировали самое сильное с марта 2022 года снижение, но относительно небольшое по абсолютной величине — на 5 п. п., свидетельствуют результаты опросов Сергея Цухло из ИНП РАН. Предыдущие помесячные сокращения этого показателя в апреле 2022-го — апреле 2024 года составляли 2‒4 пункта.

По оценкам предприятий, рост выпуска в мае сохранился, но его интенсивность снизилась до пятимесячного минимума. Планы выпуска предприятий на фоне снижения прогнозов спроса подверглись аналогичной корректировке. Баланс этого показателя в мае стал меньше на 6 пунктов и опустился до худших значений с января 2023 года.

Мониторинг помех импортозамещению, начатый в 2015 году, наряду с сохранением прежних масштабов основных ограничений этого процесса, показал в 2024-м рост сдерживающего влияния других факторов. Два традиционных самых существенных ограничения импортозамещения (отсутствие российских аналогов и их низкое качество) сохранили первое и второе места в этом рейтинге. Однако выпускаемой на территории РФ продукции (оборудование, комплектующие, сырье) начинает не хватать все большему числу отечественных промышленных предприятий. Объемов выпуска уже производимой продукции для замещения импортных аналогов в апреле 2024 года недостает уже трети предприятий, что вывело этот фактор на третье место в рейтинге помех. Полное отсутствие российских аналогов, недостаточные объемы выпуска и низкое качество производимых на территории РФ машин и оборудования заставляет российские предприятий планировать масштабные закупки оборудования в Китае, Турции и Индии.

По результатам января‒апреля текущего года доходы консолидированного бюджета составили 17,7 трлн рублей, что превышает прошлогодний показатель на 18%. При этом динамика доходов федерального и региональных бюджетов кардинально отличалась: доходы первого увеличились на 50%, доходы последних, напротив, сократились на 16%. Для федерального бюджета фиксировались два основных источника высоких темпов роста доходной базы: увеличение (на 82% год к году) нефтегазовых доходов и изменение налогового законодательства. Рост нефтегазовых доходов определялся такими факторами, как ослабление рубля (на 22% относительно января‒апреля 2023 года), изменение налогового законодательства (рост цены на нефть марки Urals, используемой в формуле расчета НДПИ на 35% в долларах) и прочие налоговые изменения, а также рост добычи газа в натуральном выражении (+12% год к году в первом квартале).

По оценкам ИНП РАН, в первом квартале текущего года из общего прироста доходов федерального бюджета на 3 трлн рублей относительно уровня января‒марта 2023 года порядка 1,1 трлн (37% от общего объема прироста) связаны с изменением законодательства, ослаблением рубля и повышением процентных ставок, тогда как остальной прирост был продуцирован улучшением макроэкономической ситуации.

Дефицит на рынке труда продолжает усиливаться. В марте уровень безработицы снизился до 2,7% при продолжающемся росте занятости. В результате сохраняется высокая динамика заработных плат и расходов населения. Рост розничной торговли по итогам первого квартала составил 10,5% в годовом выражении. В апреле рост розничных продаж притормозил до 8,3% в годовом выражении, но реальная зарплата, напротив, в марте ускорила рост до 12,9%, формируя некоторую разбежку между динамикой доходов и расходов. Логично предположить, что часть дополнительных доходов не тратится, а уходит на сбережения, поддерживаемые высокими процентными ставками по депозитам, уже год значительно опережающими инфляцию.