Автопром: АвтоВАЗ зажигает

10 июня 2024, 00:00
№24
Iskra будет в среднем как минимум на 50% дешевле присутствующих сейчас на рынке китайских седанов

Трудовым подвигом назвал глава АвтоВАЗа Максим Соколов появление новой модели Lada Iskra, покрывало с которой сдернули на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. При известной пафосности такой формулировки стоит признать, что появление Iskra — знаковое событие для ведущего российского автопроизводителя.

По сути, Lada Iskra — первая полностью новая модель, созданная силами АвтоВАЗа в новой экономической реальности. До этого предприятие постепенно возрождало в условиях санкционного прессинга старые машины, но получается, что уже на подходе к производству и совсем новые модели.

Кстати, название «Искра» было официально объявлено ровно год назад на ПМЭФ-2023. Его выбрали в результате народного опроса, среди десятка тысяч предложений встречались такие названия, как «Атаман», «Весна», «Луч», «Сокол». Но все же предприятие решило остановиться на «Искре», несмотря на пролетарско-революционный подтекст такого нейминга и на то, что в советские времена под этим названием выпускали разнообразные потребительские товары, cкажем фотоаппараты, а также калькуляторы, кассовые аппараты и первые ЭВМ.

Пластилиновый макет и первые 3D-чертежи нового автомобиля появились в 2019 году, еще в прежней жизни предприятия, когда АвтоВАЗ входил в альянс Renault‒Nissan. Тогда в работе над проектом принимали участие инженеры из Румынии и Франции. Изначально новинку создавали на платформе Global Access (CMF-B), на которой, например, базировался седан Renault Logan. Но уход французов заставил тольяттинских инженеров серьезно переработать конструкцию.

В результате специально для новой модели была создана российская платформа с заводским индексом XJF (ее название созвучно с наименованием XGF, на которой собирают Lada Vesta). Согласно официальному пресс-релизу, технологическая независимость «Искры» обеспечивается за счет использования около 400 новых деталей. Самым сложным, по словам Максима Соколова, было перезапустить поставки компонентов электроники; с этой задачей удалось справиться с участием крупнейшего российского производителя автокомплектующих «Итэлма». Всего перезапуск платформы под новую модель обошелся в 23 млрд рублей, а общий объем инвестиций в проект с учетом того, что было вложено еще при французах, оценивается в 37 млрд.

Старт производства новой модели намечен на начало 2025 года. Iskra будет комплектоваться отечественными моторами. Это базовый силовой агрегат рабочим объемом 1,6 литра и мощностью 90 л. с. с пятиступенчатой механической коробкой передач, а также двигатель 1,6 литра мощностью 106 л. с. с шестиступенчатой механической коробкой передач или с автоматической трансмиссией от китайского партнера. В Санкт-Петербурге была представлена машина в кузове седан, но планируется еще вариант в кузове универсал; кроме того, обещают модификацию повышенной проходимости с увеличенным дорожным просветом Cross. Точные цены не объявлены, но предположительный ценовой коридор новой модели — 1,0–1,5 млн рублей.

В целом новая «искрометная» модель смотрится современно, создателем ее облика до сих пор числится бывший главный дизайнер АвтоВАЗа англичанин Стив Маттин, который в свое время отвечал за облик ряда моделей Mercedes-Benz и Volvo. У машины достаточно просторный салон и багажник, на передней панели красуется экран мультимедийной системы, будут доступны подогрев сидений, электронная приборная панель, а также две передние подушки безопасности. Производитель уверяет, что новые российские компоненты в конструкции нужным образом испытаны и протестированы, но насколько действительно надежен будет новый автомобиль, покажет время.

Iskra имеет длину 4,3 метра и будет парковаться в салонах Lada посередине между младшей моделью Granta и более вместительной Vesta. Некоторые наблюдатели выражают опасение, что новинка отъест часть аудитории у Vesta. Хотя в нынешних условиях растущего рынка эти опасения, вероятнее всего, преувеличены, спрос на бюджетные Lada в любом случае сохранится, так как они выгодно отличаются по цене от китайских конкурентов: та же Iskra будет в среднем как минимум на 50% дешевле присутствующих сейчас на рынке китайских седанов и в два-три раза доступнее распространенных китайских кроссоверов.

Но в любом случае стоит признать, что проблема модельного ряда АвтоВАЗа сейчас в том, что он топчется в сегменте легковых авто класса B/B+, а это не самая перспективная ниша. Более 80% российского авторынка сейчас занимают кроссоверы, и российскому производителю рано или поздно будет жизненно необходимо обозначить на нем свое присутствие. Планы развития в этом направлении у тольяттинского завода есть, и, возможно, из Iskra возгорится пламя дальнейшего развития теперь технологически независимого модельного ряда автомобилей Lada.