«Деревянные кони»: беременность как надежда

Вячеслав Суриков
редактор отдела культура «Монокль»
17 июня 2024, 00:00
№25

В Театре на Таганке — премьера спектакля Светланы Земляковой по мотивам повестей Федора Абрамова — спустя полвека после выхода спектакля Юрия Любимова

Режиссер спектакля «Деревянные кони» — Светлана Землякова

В первый раз «Деревянные кони» Федора Абрамова появились на сцене Театра на Таганке в постановке Юрия Любимова 50 лет назад. Постановка Светланы Земляковой, обратившейся к тем же текстам, что и основатель театра, — их новая интерпретация. Спектакль Юрия Любимова стал частью мифологии Театра на Таганке и вошел в историю как одна из самых ярких постановок по произведениям Федора Абрамова наряду с «Братьями и сестрами» Льва Додина, и по сей день идущими на сцене Малого драматического театра. Возвращение «Деревянных коней» в репертуар Театра на Таганке — эффектное напоминание о странице его славной истории. Аналогичным образом о своем прошлом — чуть менее давнем — в этом году напомнил МТЮЗ, вернув на свою сцену «Собачье сердце» Михаила Булгакова, почти 40 лет назад поставленное художественным руководителем театра Генриеттой Яновской, а в этом году — Антоном Федоровым, одним из самых востребованных режиссеров.

Светлана Землякова — режиссер таких театральных хитов, как «Генерал и его семья», «Сергеев и городок» (Театр Вахтангова), «Любовницы», «Наташа» (Театр Наций). Она умеет находить написанные не для сцены прозаические тексты и превращать их в захватывающее театральное зрелище. Едва ли не каждый ее спектакль открывает для театра нового автора. Она очень тщательно подбирает актеров для спектаклей, настолько, что дублирующего состава в них не бывает, и детально прорабатывает с ними их сценические образы. Один из ее талантов — способность открыть в актере зачастую ему самому неведомый потенциал. Возможно, как раз такое и произошло в ее работе с Александрой Басовой — исполнительницей роли Пелагеи Амосовой. Это центральный персонаж второй части спектакля. Александра Басова играет настолько самозабвенно и ярко, что между ее персонажем и зрителем рушатся все условные барьеры. Ее Пелагея распахивает внутренний мир как только возможно широко и затягивает в него зрителей, позволяя им жить ее надеждами и разочарованиями.

Федор Абрамов принадлежит к числу советских писателей, чей литературный талант раскрылся в рассказывании историй о деревенских жителях. В первой половине XX века они все еще оставались отдельной, живущей по своим законам общностью. К прежним испытаниям добавились новые, иногда более страшные. В мире, который воссоздан в «Деревянных конях», все еще остаются в силе архаические устои, но городская жизнь с ее куда большей свободой выбора притягивает новое поколение. Сила Альки, дочери Пелагеи (ее играет Анастасия Лазукина), — в красоте и сексуальности. Когда-то Пелагея, обладательница красивых золотистых волос, соблазнила ради места в пекарне председателя рабочего комитета. Теперь ее дочь обольщает заезжего офицера. Тот увозит ее в город. Но там манящие перспективы семейной жизни рассеиваются. Она устраивается работать официанткой. И тем самым, по представлениям ее деревенских родственников, опускается на дно социальной жизни.

История о женщинах, выросших в маленьких городках и обладающих минимальным набором средств, для того чтобы взойти хоть на одну ступеньку выше по социальной лестнице, — сквозной сюжет спектаклей Светланы Земляковой. В «Любовницах» по роману Эльфриды Елинек она рассказывает историю женщин из австрийской деревни, для которых единственный шанс вырваться из условий, в которых они находятся, — замужество. Им нужно не просто обольстить мужчину более высокого социального статуса — необходимо от него забеременеть. Ребенок становится наглядным свидетельством их любовной связи и накладывает на мужчину повышенные социальные обязательства. В «Наташе» главная героиня, вырвавшись из провинции, опутывает сетью своих житейских навыков столичное семейство и изощренно манипулирует им из-за его социальной пассивности, ее цель — стать частью этой семьи через беременность, и она ее добивается. «Генерал и его семья» начинается с того, что главная героиня возвращается беременной к своему отцу в маленький военный городок. Мотив к тому, чтобы забеременеть, схож здесь с мотивацией других героинь спектаклей Светланы Земляковой: вырваться из провинции и уйти от ее патриархальных устоев, какое бы положение героиня там ни занимала. Даже если речь идет о связи с мужчиной с сомнительным социальным положением. Пелагея — единственная из всех, кому ценой беременности (после ночи с председателем рабочего комитета у нее и рождается дочь Алька) удается добиться поставленной перед собой цели: стать пекарем. Вот только финал ее жизни горек и безрадостен. У остальных героинь надежда на лучшее остается.