«Промомед» продаст инновации на IPO

8 июля 2024, 00:00
№28
ЕГОР АЛЕЕВ/ФОТОХОСТ-АГЕНТСТВО ТАСС
Петр Белый объяснил выход на IPO тем, что сейчас «уникальное время в фармацевтике» для инвестиций в быстрорастущие сегменты

Ведущая биохимическая фармкомпания обещает инвесторам прибыль за счет вывода на рынок целых линеек фармпрепаратов нового поколения от онкологических заболеваний и диабета. Двенадцатого июля на Московской бирже пройдут первые торги акциями компании «Промомед». В релизе компании говорится, что индикативный ценовой диапазон IPO установлен на уровне от 375 до 400 рублей за одну акцию, что соответствует рыночной капитализации компании в диапазоне от 75 до 80 млрд рублей. Размер предложения составит около 6,0 млрд. Таким образом, в рамках IPO инвесторам будет предложено примерно 7,5–8,0% от общего количества выпущенных акций. 

АО «Промомед» на 100% принадлежит основателю и председателю его совета директоров Петру Белому. По итогам прошлого года выручка компании выросла на 17,5% год к году, до 15,84 млрд рублей. Прибыль упала на 25,1%, до 2,97 млрд, что связано с активной фазой инвестиций. Рентабельность по чистой прибыли составила 19%, по EBITDA — 40%. По итогам первого квартала 2024 года выручка увеличилась на 5,7%, до 2,41 млрд. Убыток составил 442 млн против убытка в 289 млн за аналогичный период прошлого года. 

Сейчас «Промомед» — один из лидеров инновационной фармацевтики России и СНГ, он создает препараты на основе новых молекул из собственных субстанций. Компания выпускает препараты для лечения онкологических заболеваний, сахарного диабета, ожирения, заболеваний нервной и опорно-двигательной систем, аутоиммунных, инфекционных заболеваний и др. В ее портфеле более 330 лекарственных препаратов. 

Основной производственный актив «Промомеда» расположен в Саранске — это собственный многопрофильный R&D-центр и высокотехнологичная производственная площадка «Биохимик». В прошлом году компания открыла здесь самый большой в стране производственный комплекс по производству фармацевтических субстанций (АФС). Мощность семи линий нового завода рассчитана на выпуск любых видов АФС в объеме 340 тонн в год. В этом году «Промомед» приступил к строительству на территории особой экономической зоны «Технополис Москва» исследовательского и производственного комплекса биотехнологической компании «Артселленс», долю в которой купил несколько лет назад.

Активно инвестировать в новые разработки «Промомед» начал в период пандемии. С 2020 по 2022 год компания вывела на рынок порядка двух десятков противовирусных препаратов, наиболее известные из которых «Арепливир» и «Скайвира»: для направленной этиотропной терапии COVID-19 — и антикогулянт «Энопарин». Теперь у нее полный набор лекарств для терапии COVID-19 и его осложнений: противовирусные препараты, антибиотики, антикоагулянты и стероидные средства. По утверждению Петра Белого, все, что компания заработала в период пандемии, было вложено в разработку других инновационных препаратов, в основном от ожирения и диабета. За последние три года «Промомед» инвестировал в R&D около 4,5 млрд рублей, а исторически компания вкладывала в разработки порядка 10% от выручки. Только в 2021 году она получила регистрационное разрешение на 20 новых фармпрепаратов. «Промомед» показывает двузначный рост базового портфеля и после окончания волны COVID-19. Среднегодовые темпы роста выручки за период с 2021 по 2023 год только по антивирусному портфелю превысили 58%.

Сам Петр Белый объяснил выход на IPO тем, что сейчас «уникальное время в фармацевтике» для инвестиций в быстрорастущие сегменты. «Да, у нас есть банковский заемный капитал, есть льготное государственное финансирование в наши проекты. Но мы приняли решение привлечь сторонний капитал, чтобы выводить на рынок не один за другим новые препараты, а сразу серию, чтобы занять прочное место как на местном рынке, так и на мировом», — говорит он. По его словам, сейчас в мировой фармацевтике и медицине происходит переворот: разрабатываются препараты, которые могут не просто облегчать болезнь, как сейчас, но полностью избавлять людей от ожирения, диабета и онкологических заболеваний, а также от ВИЧ и орфанных болезней; на работу с этими заболеваниями и нацелена компания. «Сейчас мы работаем над препаратами от онкологии, которые атакуют только раковые клетки, не затрагивая остальные, и это большой прорыв в терапии онкологии, — говорит Петр Белый об инвестиционной привлекательности компании. — Выводим следующее поколение препаратов от ожирения и диабета, которые позволят “снимать” с инсулина больных диабетом. Это тоже прорывная технология, и мы хотим вывести сразу линейку таких препаратов». 

В 2022–2023 годах компания заняла первое место в России по числу медицинских исследований (85), опередив таких игроков, как «Фармасинтез» и Renewal. Среди последних блокбастеров — препараты от ожирения и онкологии «Брейнмакс», «Квинсента», «Редуксин» и «Амбене Био». В прошлом году «Промомед» разработал и вывел на рынок целую линейку препаратов для лечения сахарного диабета и ожирения и занял долю ушедшей из России датской компании Novo Nordisk, производителя препарата «Оземпик». 

По словам Петра Белого, у новых препаратов компании от ожирения, диабета и онкологии большие перспективы, поскольку сейчас половина денег здравоохранения в мире и в России идет на лечение этих нозологий. «И доходы от продаж таких препаратов увеличатся в мире в шесть раз к 2028 году, а в России — в 13 раз! — отметил Петр Белый. — Мы стараемся опережать рынок, создавая каждый раз новые поколения и линейки препаратов, которые предполагают комплексное лечение сложных болезней и в целом нацелены на продление жизни». По его словам, в 2025–2030 годов компания планирует вывести на рынок 29 препаратов, из них 19 — гарантированно, поскольку они прошли почти все клинические исследования.